Как правильно читать лекцию студентам. Как сделать лекцию интересной? Принципы организации эффективной лекции

1. Личность лектора

  1. Личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания.
  2. Не выступайте, когда Вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.
  3. Не делайте ничего, что могло бы подавить Вашу энергию. Она обладает магнетическим свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля с озимой пшеницей.
  4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что Вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.
  5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что Вы рады находиться перед ними. « Подобное рождает подобное…»
  6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.
  7. Не стойте на возвышении, а опуститесь на один уровень с ними. Сделайте Ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.
  8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух был свежим.
  9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал Вам прямо в лицо, и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.
  10. Не становитесь за какими – либо предметами мебели.

2. Как начать лекцию

  1. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, т.к. в этот момент ум слушателя свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.
  2. Новички склонны начинать выступлениелибо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Говорите именно то, что Вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.
  3. Покажите, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
  4. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.

3. Как закончить лекцию

  1. Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте, почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику.
  2. Семь вариантов концовок:
  • резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые Вы затрагивали в своем выступлении;
  • призвать к действию;
  • сделать слушателям подходящий комплимент;
  • вызвать смех;
  • процитировать подходящие поэтические строки;
  • использовать цитату из Библии;
  • создать кульминацию.
  • Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого. Помните: « После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».
  • 4. Как сделать ясным смысл вашего выступления

    1. Очень важно, но и очень трудно быть ясным.
    2. Делать незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Если Вы хотите дать ясное представление о величине России, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите страны, которые можно былобы поместить на ее территории.
    3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. Излагайте свои мысли настолько простым языком, чтобы они были понятны каждому.
    4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте экспонаты, картинки, иллюстрации.
    5. Будьте определенными. Не говорите слово « собака», если Вы имеете в виду

    « фокстерьера с черным пятном под правым глазом».

    1. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводите их конкретными примерамии случаями.
    2. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. Достаточно одного – двух разделов большой темы.
    3. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных Вами положений.

    5. Как заинтересовать слушателей

    1. Нас интересуют необычные факты об обычных вещах.
    2. Больше всего мы интересуемся собой.
    3. Человек, который побуждает других говорить о себе и о своихинтересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он мало говорит.
    4. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрированное их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.
    5. Будьте конкретным и определенным.
    6. Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы,а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

    6. Как улучшить свой слог

    1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Необходимая часть образования -точное и изысканное употребление родного языка.
    2. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.
    3. « Я отказался от газет в обмен на Тацина и Фукидида, Ньютона, Шекспира и Евклида, - писал Томас Джефферсон – Чувствую себя намного более счастливым».
    4. Читайте со словарем. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, что бы Вы могли запечатлеть их в своей памяти.
    5. Изучайте происхождение слов, которые Вы употребляете.
    6. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Используйте синонимы.
    7. Не употребляйте таких стертых сравнений как, например, « холодный, как огурец». Стремитесь к свежести. Будьте своеобразным.

    7. Какразвить уверенность в себе

    1. Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь – это 9/10произнесенная речь.
    2. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что –то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.
    3. Речь должнавызреть. Выберите тему на начале неделе, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят Вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда Вы принимаете ванну, едете в центр города, когда Вы ждете, чтобы Вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.
    4. После того, как Вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему.
    5. Соберите значительно больше материала, чем Вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.
    6. Наполеон говорил, что « искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Оратор, который не знает, кудаон идет, обычно приходит неизвестно куда.
    7. Оратор должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращается.

    8. Методыоптимизациилекции

    1. Представление информации
    • Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Постановка целей
    • Сообщение плана лекции
    • Изложение материала лекции
    • Подчеркивание связи с практикой
    • Установление связи с материалом других дисциплин
    • Высказывание собственного отношения к излагаемому материалу
    • Повторение сказанного
    • Выделение главного
    • Обобщение
    • Выводы
    1. Активизация познавательной деятельности
    • Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Размышление вслух
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Подчеркивание важности информации
    • Ответы студентов на вопросы
    • Выдача рекомендаций по самостоятельной работе

    3. Создание необходимого эмоционального настроя

    • Отступления
    • Жесты
    • Мимика
    • Улыбка
    • Одобрение
    • Похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Организация поведения студентов
    • Использование приемовдля активизации внимания
    • Управление самостоятельной работой слушателей

    - темп

    - пауза

    • Указания для записи повторения
    • Замечания отдельным студентам
    • Нерабочий шум
    • Использование средств наглядности
    • Общая оценка качеств речи

    9. Методы оптимизации семинара

    1. Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Формулировка целей
    • Сообщение плана практической деятельности
    • Подчеркивание практической значимости представляемой информации
    • Проявление собственного отношения к излагаемому материалу
    • Обобщение
    • Выделение главного
    • Выдача инструкций к деятельности
    • Ответы на вопросы студентов
    1. Выполнение групповых практических заданий
    • Выполнение индивидуальных практических заданий
    • Помощь со стороны преподавателя
    1. Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Вопрос, активизирующий память
    • Вопрос, активизирующий мышление
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Игровая ситуация
    • Размышление вслух

    4. Выполнение групповых контрольных заданий

    • Выполнение индивидуальных контрольных заданий
    • Самоконтроль
    • Взаимоконтроль
    • Самооценка
    • Обоснование оценок
    • Подведение итогов занятия
    • Выдача заданий к следующему занятию
  • Проявление доверия к слушателям
    • Отступление
    • Примеры
    • Жесты, мимика
    • Улыбка
    • Одобрение, похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Использование приемов для активизации внимания
    • Замечание отдельным студентам
    • Замечание группе в целом
    • Оценка поступков слушателей
    • Деловое общение слушателей
    • Нерабочий шум
    • Активность студентов

    1. Сущность и особенности лекции, как основной формы преподавания в ВУЗе
    Термин происходит от латинского «lectio» - чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе. Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.
    Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:
    · дает непосредственное общение с лектором;
    · представляет разные точки зрения;
    · дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
    · учитывает особенности ситуации;
    · способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
    1.1. Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции
    Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами.

    В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
    Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.
    Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.
    Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
    · взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
    · взаимосвязь частей изучаемого материала;
    · обобщение изученного материала;
    · стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
    · единообразие структуры построения материала.

    Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
    Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.
    1.2. Подготовка лекции
    Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.
    После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы: · отбор материала для лекции;
    · определение объема и содержания лекции;
    · выбор последовательности и логики изложения;
    · подбор иллюстративного материала;
    · выработка манеры чтения лекции.
    Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе.

    Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
    Определение объема и содержания лекции - второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую Более подробно см. п. 1.1. настоящей работы. характеристику лекции
    Выбор последовательности и логики изложения материала - следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии.
    Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

    Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.
    Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой “ложной аналогией”.
    Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.
    Выработка индивидуальной манеры чтения лекции -- исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.
    Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

    2. Классификация и структура лекций
    Существуют классификации лекций по различным основаниям: · месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
    · преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
    · частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
    · степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).
    Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.
    Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
    Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли.

    В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
    Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
    Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.
    Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.
    Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия.
    В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы.

    Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.
    Примерная структура проблемной лекции

    Этапы Цели Приемы и средства лектора
    1. Вступление Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, юмористического изложения
    2. Постановка Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему Обращение к интересам слушателей, их потребностям, ссылка на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения
    3. Расчленение проблемы на подпроблемы, задачи, вопросы Четкое выделение перечня проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности Обоснование логики решения проблемы, выстраивание общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, способы решения, возможных результатов, последствий
    4. Изложение своей позиции, подходов способов решения Показ в сравнительном анализе собственных подходов, позиций и других точек зрения Доказательные суждения, аргументы, использование приемов критического анализа, сравнения, сопоставления
    5. Обобщение, заключение Сконцентрировать внимание аудитории на главном, резюмировать сказанное Утверждение интегрирующее основную идею, мысль, использование самого сильного аргумента, крылатой фразы. Показ перспективы развития событий

    3. Методические основы проведения лекции
    Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.
    Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.
    Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.
    Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.
    Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.
    Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

    Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.
    Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.
    Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.
    Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.
    Формирование культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументи-рованной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению. Там же.
    Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.
    Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.
    Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него.

    Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Там же.
    Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.
    Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения.Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:
    · постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;
    · включение в лекцию элементов беседы;
    · предложение сформулировать те или иные положения или определения;
    · разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
    · использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
    Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

    Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
    Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.
    4. Критерии оценивания лекции
    В связи с динамично развивающейся ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев. 1. Научно-содержательный критерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения.
    2. Научно-методический критерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательных способностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции, использование диалога.
    3. Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории.
    4. Критерий риторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения, оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.

    5. Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическое сотрудничество студента и преподавателя.
    4.1. Оценка качества постановки вузовской лекции
    Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может:
    · сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;
    · провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией;
    · выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.;
    · проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т.д.
    Сложность и многогранность задач, стоящих перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно.
    · принцип научности содержания (3 показателя);
    · принцип доступности изложения (6 показателей);
    · принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму - 6),
    · принцип ответственности (общей - 4, за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - 10, активизации и задействования различных видов памяти - 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления - 5);
    и т.д.................

    В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее слушание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Подойдите к вступлению творчески. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся репетировать и отрабатывать цепляющее начало.

    1. Расскажите захватывающую историю

    Сторителлинг - один из самых мощных приёмов. С детства людям нравится слушать и учиться на историях. Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью. Поэтому такой приём легко удерживает внимание любого человека.

    В идеале это должна быть личная история, объясняющая, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие.

    Суть в том, чтобы за 60–90 секунд очаровать присутствующих и передать ключевую мысль всего последующего доклада.

    С какими проблемами по теме выступления вы (или кто‑то другой) столкнулись? Как их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

    2. Задайте риторический вопрос

    Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легче склонить слушателей к своей точке зрения.

    Попробуйте своим вопросом пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом.

    3. Озвучьте статистику

    Смелое заявление, содержащее статистические данные, идеально убеждает аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы эти цифры были напрямую связаны с основным посылом вашей речи.

    Например, вице‑президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продвигает программное обеспечение для больниц, используя этот метод. Она начинает с сухих, но впечатляющих цифр: «Врачебные ошибки стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы хотим создать мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

    4. Используйте мощную цитату

    Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи веса и одобрения. Но цитата должна быть уместной: иметь значение и актуальность именно для вашей аудитории.

    Представьте, что вы убеждаете группу людей достичь согласия или ведёте семинар по регулированию конфликтов. Начиная переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». А следующее предложение должно настроить на единство: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого крайне важны в достижении соглашения».

    5. Покажите эффектную фотографию

    Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше. Поэтому, когда это возможно, используйте снимки вместо текста. Качественное фото облегчит понимание, захватит воображение аудитории и сделает доклад более запоминающимся.

    Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?»

    Все в унисон ответили о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по экономии в итоге спасли миллионы долларов.

    6. Добавьте наглядности

    Для этого используйте какой‑то тематический реквизит. Он приковывает внимание аудитории и помогает подчеркнуть ваши доводы.

    Например, руководитель одной крупной страховой компании, заядлый любитель тенниса, хотел ярко начать годовое собрание и сделал это с помощью эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и в конечном счёте «завоевал Большой шлем». В течение следующих лет всех спикеров сравнивали с ним и его умением произнести мотивирующую речь.

    Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы увлечь слушателей, добавить юмора и донести свою основную идею.

    7. Запустите короткое видео

    Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини‑фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

    Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка легче цепляет аудиторию, добавляет драматичности и быстрее передаёт суть происходящего.

    А какие приёмы используете вы? Делитесь в комментариях.

    Не так давно я был студентом, поэтому ещё свежо в памяти, какие преподаватели были интересными, а от каких откровенно мутило. И хотя свой стиль преподавания я ещё не успел выработать, но я знаю точно как не нужно преподавать. А именно - не стоит читать по книжке или бумажке под запись огромные конспекты. Это вряд ли кому-то будет интересно, так как в таком стиле ни один нормальный студент долго держать на вас внимание не будет.

    Действительно, намного интереснее слушать тех преподавателей, которые во-первых знают предмет, который преподают, а во-вторых - рассказывают, а не читают по бумажке.

    Как правильно преподавать, нас должны были научить на дисциплине "Психология и педагогика" на втором или третьем курсе, но нас научили только психологии. Никакой педагогики у нас так и не было.

    Делюсь своей методикой преподавания. Я никогда не готовлюсь к занятиям. Всё дело в том, что я беру те дисциплины, в которых я ориентируюсь очень хорошо. И могу держать монолог или диалог об этом в течение сколь угодно большого количества времени. Однако, я всё-таки советую перед тем, как начать вести лекцию таким образом, составить хотя бы какой-то список тем, которые вы бы хотели раскрыть своим студентам. Это позволит вам избежать неловких пауз и существенно упростит работу.

    Иногда бывает такое, что вы вычитываете материал слишком быстро и вдруг у вас заканчиваются идеи того, что же ещё можно рассказать студентам. Вот как раз на такие случаи вам и нужен план.

    Студентам хочется рассказать очень много всего. И если вы начнёте всё им рассказывать в одну кучу, то есть вероятность, что они совершенно ничего не поймут.

    Отлично, если вы будете давать домашние задания своим студентам. Это позволит оценить их уровень вовлеченности, уровень подготовки, а также позволит дать каждому из них обратную связь.

    Я очень ценю свое время и время своих студентов. Если получается так, что я завершаю лекцию раньше, чем заканчивается пара, но я уже всё рассказал и дал задание - я отпускаю студентов отдыхать, так как особого смысла их держать в течение длительного времени, растягивая время, я не вижу.

    Как научиться преподавать? Нужно больше практики. Самую первую лекцию было вести откровенно говоря, некомфортно и даже страшновато. Но чем дальше, тем больше вы увереннее ведете занятия. Появляются какие-то наработки, опыт, умение держаться на аудиторию и так далее.

    Преподавать не так-то просто, как кажется со стороны. После нескольких лекций подряд устаешь очень сильно. Я даже не думал, что это такой ресурсоёмкий процесс. В первое время даже язык начинает заплетаться с непривычки. Редко в обычной жизни приходится говорить несколько часов без остановки.

    Конечно самое лучшее, когда у студентов возникает интерес, вопросы, обратная реакция. В таком случае вы уже даете им не то, что считаете нужным, а то, что они запрашивают.

    Добиться этого не всегда бывает просто. Студенты, у которых идёт пятая пара подряд - делают такое лицо, что непонятно - им неинтересно или же они действительно очень сильно устали.

    Встаньте таким образом, чтобы иметь возможность видеть всех слушателей. Уберите лишние предметы, создающие преграды для передвижения. Используйте трибуну только как место для складирования записей, а также во вступительной и заключительной частях лекции: лектор, который на протяжении всей лекции прячется за трибуной, не владеет пространством.

    Шаг 2: Соблюдайте регламент


    Не ждите опаздывающих, но и не акцентируйте свое внимание на тех, кто пришел позже. Это отвлекает аудиторию от темы.

    Шаг 3: Начните интересно


    Расскажите интересную историю, анекдот, случай из жизни, любопытный факт.

    Подcказка

    Если вы завоевали внимание слушателей в самом начале, то вам будет что удерживать и впоследствии.

    Внимание

    Переход от начала к основному содержанию должен быть логичным.

    Шаг 4: Используйте демонстрационные материалы


    Если есть проектор – используйте презентации, если есть видеоаппаратура – короткие видеоролики, если ресурсы ограничены – демонстрируйте плакаты, отправляйте «по рукам» рисунки, предметы (образцы), фотографии, раздаточные материалы и пр.

    Шаг 5: Используйте метафоры и цитаты


    Образно насыщенная речь лучше воспринимается на слух, нежели прямой поток информации. Подберите для ключевых мыслей вашей лекции удачные высказывания.

    Подcказка

    Не используйте «заумные» цитаты, это приведет к обратному эффекту.

    Шаг 6: Используйте голос, мимику и жесты


    Разнообразьте интонацию, меняйте громкость и темп речи, подчеркивайте мимикой и жестами содержание лекции.

    Шаг 7: Стойте лицом к аудитории


    Не поворачивайтесь к слушателям спиной. Если вы пишете на доске, стойте вполоборота и поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.

    Подcказка

    Меняйте свое положение относительно доски или флипчарта с позиции слева/справа. В противном случае половина аудитории будет обделена вашим вниманием.

    Шаг 8: Рассказывайте, а не читайте


    Чтение по конспекту – самый занудный тип лекции. Потеря зрительного контакта с аудиторией приводит к утрате интереса слушателей. Если вы не уверены в своих силах, подготовьте шпаргалку: краткий план, куда вы будете иногда подглядывать.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх