Замок Вернигероде. Историческая резиденция, где снимался «Тот самый Мюнхгаузен

Благодаря человеку, который всегда говорит только чистую правду, горячо мной любимому барону Мюнхгаузену, сегодня - 32 мая! До знакомства с ним я праздновала свой день рождения в последний день весны, а на следующий день наступало лето. Но теперь все иначе - барон подарил нам САМЫЙ последний день весны... Еще один "восход и заход... Лишний полдень... Тысячи новых секунд..."
Это одно из самых великих его открытий, а может, самое-самое...Помните: "Сколько дней в году?.. Триста шестьдесят пять!.. Точно?.. Нет, не точно... В году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти часы складывают, и тогда каждый четвертый год становится високосным... Но я задумался: а точно ли в году триста шестьдесят пять дней шесть часов?! Оказалось, нет! В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды... Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз... Итак - три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия - в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день! Тридцать второе мая!"
О Мюнхгаузене написано, нарисовано, поставлено, снято и сыграно столько произведений, что просто удивляет, как такие разные лица могут принадлежать одному герою. В Книжном Шкапу баронам даже отведена целая полка рядом с Алисами. Но когда я закрываю глаза и пытаюсь представить себе настоящего Мюнхгаузена, воображение всегда рисует его таким:

Потому что это "Тот самый Мюнхгаузен".
Гениальный фильм Горина снят в 1979 году по мотивам произведений Распэ о приключениях барона, которого блестяще сыграл Олег Янковский. Этот фильм я видела несчетное количество раз, знаю его наизусть, могу цитировать в любое время дня и ночи, и с огромным наслаждением пересматриваю, особенно если кто-то смотрит его со мной впервые (Тот самый Мюнхгаузен, DVD фильм на OZON.ru).
Книг о приключениях Мюнхгаузена издано несметное количество, в разных переводах, пересказах, "по мотивам", и с разными иллюстрациями, на любой вкус. На сегодня два моих самых любимых издания в пересказе Чуковского - это "книга с историей" от ИДМ с иллюстрациями Вильгельма Зиммлера и приключения барона из детства с рисунками Гюстава Доре.

















Прошлый год был урожайным на хорошие издания Мюнхгаузенов. Но долго они в магазинах не задержались. Самым интересным из имеющихся сегодня в продаже я считаю "Удивительные истории и веселые приключения Барона Мюнхаузена" от Московских учебников в пересказе Разумихина с иллюстрациями Анатолия Елисеева.
Ну а если взять другую ценовую категорию, то мечтаю приобрести в Шкап "взрослого" Мюнхгаузена Августа Бюргера в переводе Вальдман с гравюрами Гюстава Доре, поскольку мой Доре из детства хорошим качеством печати вовсе не отличается.

Что ж, поздравляю всех с самым последним днем весны! "Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"

April 17th, 2015

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен — немецкий фрайхерр, ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории

Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен, в русских документах Минихгоузин или Минигаузин, родился 11 мая 1720 в Боденвердере, ныне федеральная земля Нижняя Саксония, - германский дворянин, состоявший в 1739-1754 на русской военной службе; затем помещик, известный как рассказчик небылиц.

Его охотничьи байки дополнили собственными фантазиями и старыми анекдотами три разных автора - Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря сочинителям Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище "барон-враль" и это немало отравляло его жизнь.

Происхождение и детство Иеронима фон Мюнхгаузена

Род Мюнхгаузенов известен с XII века. Предки Иеронима были ландскнехтами, собиравшими наемников для участия в многочисленных войнах XVI-XVII веков, и скопили значительное состояние. Около десятка замков Мюнхгаузенов находятся в долине Везера, в радиусе 30 км от города Хамельна, Нижняя Саксония.

Фахверковый средневековый дом Мюнхгаузенов, где родился, жил и умер знаменитый барон, это имение является главной достопримечательностью города Боденвердер (Bodenwerder). Сейчас в нем располагаются ратуша и музей, а в городе также множество памятников знаменитому барону.

Отец барона - Отто фон Мюнхгаузен - в молодости служил пажом у герцога Христиана в Ганновере, потом поступил в армию императора Священной Римской империи, затем в ганноверскую кавалерию, где дослужился до подполковника.

В 1711 женился на Сибилле Вильгельмине фон Реден из Хастенбека (небольшое местечко в 15 км от Боденвердера). 13 мая 1720 года в Боденвердере, как свидетельствует запись в церковной книге, "Его Высокоблагородие подполковник фон Мюнхгаузен окрестил своего сына. Ему дано три имени: Иероним, Карл, Фридрих ". Иероним вырос в усадьбе, главный дом которой построен еще в 1603.

В 1724 отец умер, оставив 7 детей (младше Иеронима брат и 2 сестры). Не позднее 1735 Иероним был отправлен в замок Беверн к герцогу Брауншвейгскому (г. Вольфенбюттель).

В книге пажей Беверна сохранился автограф Мюнхгаузена: «4 апреля 1735 Его Светлость Фердинанд Альбрехт милостиво зачислил меня к себе в пажи ». Герцог Фердинанд Альбрехт II правил полгода, затем скончался, передав правление старшему сыну Карлу.

Антон Ульрих Брауншвейгский, портрет работы неизвестного художника. Масло, 1740. Музей в замке Мариенбург бай Нордштеммен.

Младший брат Карла принц Антон Ульрих Брауншвейгский приехал из Вольфенбюттеля в Россию еще в 1733. Он был приглашен на русскую службу Минихом для организации в российской армии тяжелой кавалерии.

Летом 1737 Антон Ульрих участвовал в штурме Очакова, один его паж получил смертельное ранение, а другой умер от болезни. Принц попросил старшего брата подыскать ему пажей.

Советник Эбен вместе с 2 юношами (фон Хойм и фон Мюнхгаузен) выехал из Вольфенбюттеля 2 декабря 1737. Секретарь брауншвейгского посольства в Петербурге доносил в письме от 8 февраля 1738: «Граф фон Эбен на днях прибыл сюда с двумя пажами ».

В конце февраля Антон Ульрих отправился в Бендерский поход со свитой (в том числе пажами) в составе армии Миниха, его отряд из 3 полков принял участие в бою 28 (14) августа 1738 на р. Билочь, отразив атаку турецкой конницы.

Вернувшись из бесплодного похода, Антон Ульрих 25 июля 1739 вступил в брак с мекленбургской принцессой Анной Леопольдовной (Мюнхгаузен должен был находиться в свите). По просьбе герцогини Бирон паж Мюнхгаузен был принят в корнеты кирасирского Брауншвейгского полка.

Послужной список Мюнхгаузена :





    2 ноября 1750 - отпущен вместе с женой в родной Боденвердер для устройства личных имущественных дел



Ни замечаний, ни наград не имел, в боевых действиях участия не принимал. Иероним фон Мюнхгаузен после отставки не поступал ни в одну из европейских армий. Службой в русском кирасирском полку гордился и был похоронен в повседневном мундире своего полка.

Единственный достоверный портрет барона фон Мюнхгаузена. Приписывается Г. Брукнеру, 1752. Барон изображен в парадном мундире ротмистра Кирасирского Е. И. В. Великого Князя Петра Федоровича полка, с черной кирасой на груди.

Многообещающее начало карьеры

После смерти Анны Иоанновны 28 октября 1740 года, престол унаследовал двухмесячный сын Антона Ульриха и Анны Леопольдовны, внучатый племянник Петра I Иоанн Антонович. Но умирающая императрица назначила регентом не мать или отца, а своего фаворита Бирона.

Меньше чем через месяц, 20 ноября, главнокомандующий Миних арестовал регента. Правительницей провозгласила себя Анна Леопольдовна, и ее муж Антон Ульрих оказался на высшей государственной должности.

Спустя 2 недели после переворота Мюнхгаузен поздравил своего покровителя Антона Ульриха, прибавив, что природная скромность не позволила ему поздравить принца своевременно. Тут о бывшем паже вспомнили. Чтобы угодить правителю, генерал-фельдмаршал П. П. Ласси всего через три дня произвел Мюнхгаузена в поручики.

Так он обошел 12 других корнетов, да еще получил в командование первую роту полка - лейб-компанию. Рота была расквартирована в Риге, тогда как сам полк - в Вендене.

Необычайная удача

Вскоре случилась новая перемена во власти, которая могла стоить Мюнхгаузену очень дорого. В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года, Елизавета Петровна арестовала брауншвейгское семейство и захватила престол. Все семейство со свитой и слугами по высочайшему манифесту было вывезено «в отечество». Но императрица передумала. Кортеж остановили в Риге, у самой границы, и арестовали.

Иван Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Адъютант принца Геймбург провел 20 лет в тюрьмах, а сам Антон Ульрих после заключения в крепости умер в ссылке в Холмогорах после 32 лет неволи. Если бы о находившемся в той же Риге Мюнхгаузене вспомнили, его ждала бы сходная участь.

Но барон все же покинул свиту принца 2 года назад. Елизавета проявила милость, подтвердила личным указом его чин поручика и оставила служить в первой роте. Но теперь о быстром продвижении по службе можно было забыть.

Повседневная жизнь поручика первой, показной роты, представляла собой сплошные хлопоты. В сохранившейся повседневной переписке Мюнхгаузен выпрашивал оружейные скобки, мундштуки, седла, отправлял в отставку кирасира Василья Пердунова, продавал на аукционе старые кирасирские седла.

По три раза в год он сдавал отчеты о «ружье, мундире и амницыи, что годного, негодного, и на место утраченного и непринятого требуетца в добавок, табель », а также о людях, провизии. Кроме того, он вел закупку лошадей "из-за моря " - мощным кирасирам требовались породистые могучие кони.

Командир роты отправлял людей на пенсию, аттестуя их на унтер-офицерские должности в драгунские полки; рапортовал коменданту Риги генерал-лейтенанту Еропкину о бегстве двух кирасир с оружием и обмундированием и т. д.

Рапорт ротного командира Мюнхгаузена в полковую канцелярию (написан писарем, за собственноручной подписью Lieutenant v. Munchhausen). 26.02.1741

Встреча с будущей императрицей Екатериной II

Самый яркий эпизод службы барона - встреча на российской границе проезжавшей в Петербург 15-летней принцессы Ангальт-Цербстской Софии Августы Фредерики, будущей императрицы Екатерины II в сопровождении матери, в феврале 1744.

Они следовали инкогнито, но на границе была устроена самая торжественная встреча. Построенный по этому случаю полк лейб-кирасир, как заметила мать Екатерины II Иоганна Елизавета, был "действительно чрезвычайно красив".

На три дня принцессы остановились в Риге, где жили в доме советника Беккера на Зюндерштрассе. Почетным караулом из 20 кирасир с трубачом командовал Мюнхгаузен, он же провожал сани ангальтинок из города в сторону Петербурга.

"Отпущен для его нужд"

Сразу после удачной встречи, 2 февраля 1744, Мюнхгаузен женился на Якобине фон Дунтен, дочери рижского судьи. Брак был счастливым, но бездетным.

Многообещающих перспектив у Мюнхгаузена в России не было. Особых заслуг или прегрешений он не имел, без покровителя его продвижение по службе остановилось, и к 1750 он уже был старше всех поручиков своего полка.

Указ императрицы Елизаветы Петровны о производстве Иеронима фон Мюнхгаузена в ротмистры. Музей Мюнхгаузена в Боденвердере. 1750.

Тогда Иероним подал на имя Елизаветы Петровны прошение со словами, что "по тому корпусу старее всех состою". 20 февраля 1750 его произвели в ротмистры, а 2 ноября того же года императрица отпустила "барона" вместе с женой в Ганновер «для его нужд».

Помещик Мюнхгаузен

Ротмистру кирасирского полка Мюнхгаузену дважды продлевали отпуск, чтобы он мог поделить имущество, оставшееся после смерти старшего брата Хилмара и матери, а также гибели одного из младших братьев, Георга Вильгельма Отто, на поле боя в 1747 в бою на территории современной Бельгии. Наконец, Вильгельм Вернер Генрих получил все постройки в Ринтельне, а Иерониму отошла усадьба и угодья в Боденвердере.

Усадьба располагалась на одном берегу рукава реки Везер, а фамильные леса и поля - на другом. Расстояние по прямой составляло примерно 25 метров, а в обход через единственный мост - 1 км. Мюнхгаузену надоело переправляться на барже, он велел своим работникам построить мост.

Сейчас в доме Мюнхгаузена размещается городская администрация. Кабинет бургомистра находится в спальне прежнего хозяина. Настоящий Иероним фон Мюнхгаузен называл своего бургомистра "противный скандалист", и это был самый мягкий эпитет.

Это вызвало возмущение горожан: по новому мосту в город могли зайти бродяги, а денег на новый пост и дополнительную стражу у города не было. Некий портной возмутил народ, толпа с топорами сорвала настил моста и выбила сваи. Так как мостик был маленький и не соответствовал масштабам собрания, разломали заодно и новый забор усадьбы.

Склоки с бургомистром заполняли жизнь Мюнхгаузена. То его работники пасли скот на городском пастбище, то в залог за неуплату пошлины городской совет забирал свиней, то делили луг за Везером. Ближайшие соседи вызывали у Иеронима только раздражение.

Рассказы в геттингенском трактире и при дворе

Вместе с другими помещиками Мюнхгаузен искал убежища от скандалов в охоте и разъездах по стране. Охота была хороша тем, что затягивалась на несколько недель, собиралась огромная компания и можно было отдохнуть душой, сидя вечером за бутылкой хорошего вина. Любимым местом Мюнхгаузена был трактир Рулендера в Геттингене на Юденштрассе, 12 .

В жизни прямой и правдивый человек, "барон" обладал особым свойством - когда он начинал рассказывать, то сочинял, терял голову и сам был убежден в правдивости всего, что говорит. В современной психологии такое свойство рассказчика называется "синдром Мюнхгаузена".

По воспоминаниям современников, "обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша…

Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии".

Тем, кто пытался его одернуть и уличить во лжи, другие слушатели объясняли, что рассказчик не в себе и просили не мешать ему. Мюнхгаузен в присутствии аудитории испытывал вдохновение и говорил так, что его собутыльники воочию представляли все, о чем он говорит, даже если в это нельзя было поверить.

Однажды молодые офицеры - постояльцы трактира - стали хвастать своими успехами у дам. Мюнхгаузен скромно сидел в стороне, но все же не выдержал и сказал: «То ли дело - моя поездка в санях, которую я имел честь совершить по приглашению русской императрицы…» и далее поведал о гигантских санях с покоями, залом для балов и комнатами, где резвились молодые офицеры с придворными дамами.

В каком-то месте разразился общий смех, но Мюнхгаузен продолжал совершенно спокойно, а закончив, молча доел обед.

Между тем в основе рассказа всегда лежало подлинное происшествие. Екатерина II в самом деле путешествовала в огромных санях с кабинетом, спальней и библиотекой.

Дорожный возок Екатерины II. Гравюра Гоппе. Конец XVIII в.

ем происшествия на смотре в августе 1739.

У одного солдата выстрелило ружье, забитый в дуло шомпол вылетел с силой и раздробил ногу лошади принца Антона Ульриха. Лошадь и всадник упали наземь, принц не пострадал. Об этом случае нам известно со слов британского посла, в подлинности его служебного донесения нет оснований сомневаться.

Мюнхгаузен сделался такой знаменитостью, что его стали приглашать ко двору курфюрста. "Барона" подбивали что-нибудь рассказать, и едва он начинал, все тут же замолкали, чтобы не спугнуть его вдохновения.

Литературная слава

Барон не помнил, что говорил, и потому был в ярости, когда увидел свои рассказы напечатанными.

Первая книга вышла в 1761 году анонимно в Ганновере под названием «Sonderling» (Чудак). Аноним, граф Рохус Фридрих Линар (Rochus Friedrich Lynar), жил в России в одно время с бароном. Три его рассказа - о собаке с фонарем на хвосте, о простреленных шомполом куропатках и о гончей, ощенившейся на бегу в погоне за зайчихой, - вошли потом во все сборники.

Через 20 лет, в 1781, в Берлине вышел «Путеводитель для веселых людей», где 18 рассказов излагались уже от имени вполне узнаваемого "М-н-х-з-на". Уже престарелый барон сразу узнал себя и понял, кто это мог написать, - он кричал на каждом углу, что "университетские профессора Бюргер и Лихтенберг опозорили его на всю Европу". Уже это издание изрядно обогатило геттингенских книготорговцев.

Но самое печальное было впереди: в начале 1786 историк Эрих Распе, уличенный в краже нумизматической коллекции, бежал в Англию и там, чтобы достать немного денег, написал на английском языке книгу, которая навсегда ввела барона в историю литературы, "Рассказы барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и кампаниях в России". За год "Рассказы" выдержали 4 переиздания, и в третье издание Распе включил первые иллюстрации.

Еще при жизни "барона" вышло русское издание. В 1791 был опубликован сборник «Не любо не слушай, а врать не мешай » без имени барона. Из цензурных соображений были опущены новеллы с описанием нравов русских военных и царедворцев.

Маленький старичок, сидящий у камина, рассказывающий истории, абсурдные и невероятно интересные, очень веселые и «правдивые»... Кажется, пройдет немного времени, и сам читатель решит, что возможно вытянуть самого себя из болота, ухватившись за волосы, вывернуть наизнанку волка, обнаружить половину коня, которая пьет тонны воды и никак не может утолить свою жажду.

Знакомые сюжеты, не правда ли? О бароне Мюнхгаузене слышали все. Даже люди, которые не очень ладят с изящной словесностью, благодаря кинематографу смогут с ходу перечислить пару фантастических историй о нем. Другой вопрос: "Кто написал сказку «Приключения барона Мюнхаузена»?" Увы, имя Рудольфа Распе известно далеко не всем. Да и является ли он подлинным создателем персонажа? Литературоведы до сих пор находят в себе силы спорить на эту тему. Однако обо всем по порядку.

Кто написал книгу «Приключения барона Мюнхаузена»?

Год рождения будущего писателя - 1736-й. Его отец был чиновником и по совместительству горняком, а также отъявленным любителем полезных ископаемых. Это объясняло, почему свои ранние годы Распе провел около рудников. Вскоре он получил базовое образование, которое продолжил в Геттингенском университете. Сначала его занимало право, а потом захватили естественные науки. Таким образом, ничего не указывало на его будущее увлечение - филологию, и не предвещало, что он будет тем, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена».

Дальнейшие годы

По возвращении в родной город он выбирает себе деятельность писаря, а затем работает секретарем в библиотеке. В качестве издателя Распе дебютировал в 1764 году, предложив миру сочинения Лейбница, которые, кстати, были посвящены будущему прототипу «Приключений». Примерно в то же время пишет роман «Хермин и Гунильда», становится профессором и получает должность смотрителя антикварного кабинета. Путешествует по Вестфалии в поисках старинных рукописей, а потом редких вещей для коллекции (увы, не своей собственной). Последнее Распе доверили с учетом его солидного авторитета, опыта. И, как оказалось, зря! Тот, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена», был не очень состоятельным человеком, даже бедным, что заставило пойти на преступление и распродать часть коллекции. Впрочем, Распе удалось избежать наказания, но каким образом это произошло, сказать трудно. Говорят, пришедшие арестовать мужчину заслушались и, очарованные его даром рассказчика, позволили бежать. Это неудивительно, ведь они столкнулись с самим Распе - тем, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена»! Разве могло быть иначе?

Появление сказки

Истории, перипетии, связанные с изданием этой сказки, на самом деле оказываются не менее интересными, нежели приключения ее главного героя. В 1781 году в «Путеводителе для веселых людей» встречаются первые рассказы с неунывающим и всесильным старичком. Было неизвестно, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена». Автор счел нужным остаться в тени. Именно эти истории Распе взял за основу для собственного произведения, которое было объединено фигурой рассказчика, обладало цельностью и законченностью (в отличие от предыдущего варианта). Сказки писались на английском языке, да и ситуации, в которых действовал главный герой, обладали чисто английским колоритом, были связаны с морем. Сама же книга задумывалась как некое назидание, направленное против лжи.

Затем сказку перевели на немецкий язык (это сделал поэт Готфрид Бюргер), дополнив и изменив предшествующий текст. Причем правки были настолько существенными, что в серьезных академических изданиях в списке тех, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена», значатся две фамилии - Распе и Бюргер.

Прототип

Неунывающий барон имел реально существовавшего прототипа. Звали его, как и литературного персонажа, - Мюнхгаузен. К слову сказать, проблема передачи этой осталась нерешенной. ввел в обиход вариант "Мюнхаузен", однако в современных изданиях в фамилию героя вписали букву «г».

Реальный барон, будучи уже в почтенном возрасте, любил рассказывать о своих охотничьих приключениях в России. Слушатели вспоминали, что в такие моменты лицо рассказчика оживлялось, сам он начинал жестикулировать, после чего от этого правдивого человека можно было услышать невероятные истории. Они стали набирать популярность и даже выходить в печать. Разумеется, необходимая доля анонимности была соблюдена, однако люди, близко знавшие барона, понимали, кто является прототипом этих милых историй.

Последние годы и смерть

В 1794 году писатель пытается заложить в Ирландии шахту, однако осуществиться этим планам помешала смерть. Значение Распе для дальнейшего развития литературы велико. Помимо изобретения персонажа, ставшего уже классическим, практически заново (с учетом всех подробностей создания сказки, о которых было сказано выше), Распе обратил внимание современников на древнюю германскую поэзию. Он также одним из первых почувствовал, что «Песни Оссиана» - подделка, хоть и не отрицал их культурного значения.

Выше. - Вот. Вот. "Сообщения из-за границы: ...Англия признала независимость Америки". Так! Без 10 минут 4. Успели. Их счастье. Честь имею! - Это немыслимо! Он его отпустил. - А что он мог сделать? Это же чудовищное совпадение! Неужели не ясно? Нет. Это не герцог. Это тряпка! Сударыня, что вы от него хотите? Англия сдалась. Почему продолжается война? Они что у вас газет не читают? Вспомнил! Он действительно стрелял в оленя. Но через дымоход. Браво! Тебе очень идет подвенечный наряд. - Он идет каждой женщине. - Тебе особенно! - Жаль, что его одевают только раз в году. - Ты его будешь носить каждый день. Мы каждый день будем венчаться. Хорошая идея? Отличная. Только сначала нужно развестись. Ты не забыл, что через пол часа начнется бракоразводный процесс? Он начался давно. С тех пор, как я тебя увидел. Если бы ты знала, какой подарок я тебе приготовил! - Сколько дней в году? - 365. Не торопись с ответом. Трудно говорить, когда на тебя смотрит столько сочувствующих глаз. Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной. Нет. Не надо жалеть меня, господа. Не унижайте меня жалостью, пожалейте лучше себя. Мой муж, господа, опасный человек! 20 лет моей жизни отдано ему! 20 лет я усмиряла его. Я удерживала его в границах семейной жизни. И тем самым спасала жизнь. Вашу жизнь. Жизнь общества от него! Но вы сами разрываете наши узы. Что ж... Потом вините только себя. Не страшно. Не страшно, что я брошена. Не страшно. Страшно, что он свободен! Подумайте об этом, господа судьи! - О чем это она? - Барона кроет. - И что говорит? - Ясно что, подлец, говорит. - Псих ненормальный, врун несчастный. - И чего хочет? - Ясно чего, чтоб не бросал. - Логично. ...Он должен находиться под наблюдением или государства или семьи! Я думаю, что семья надежнее! - Карл, ну почему так поздно? - По-моему рано, не все глупости еще сказаны. - Карл, я тебя умоляю. - Я понял. Ни одного лишнего слова. - Кстати, я сделал удивительное открытие. - Что, опять?! Вы все ахнете! Это перевернет жизнь в нашем городе. Барон, я тебя умоляю, просто умоляю, только не сегодня! Ответь только на один вопрос: Сколько дней в году? 365. Ладно. Остальное потом. Вызывается барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! Я здесь, господин судья. Господин барон, что вы можете сообщить суду по существу дела? - Смотря что вы считаете существом. - Как что? Объясните, почему разводитесь? Как же это: 20 лет все хорошо было и вдруг такая трагедия? Извините, господин судья, 20 лет длилась трагедия... - И только теперь должно быть все хорошо. - Объясните подробнее. Объясняю подробнее. Уважаемые судьи, дамы и господа! Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода. Наше супружество, как это не странно, началось задолго до нашего рождения. Род Мюнхгаузен всегда мечтал породниться с родом фон Дуттен. Поэтому, когда у них родилась девочка я, в свою очередь, родился не только мальчиком, но и мужем. Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное сумела вызвать во мне ответные чувства. В церкви на вопрос священника хотим ли мы стать мужем и женой мы дружно ответили "нет" и нас тут же обвенчали. После венчания мы с супругой уехали в свадебное путешествие. Я - в Турцию, она - в Швейцарию и три года жили там в любви и согласии. Я протестую! Вы оскорбляете мою подзащитную! Правдой нельзя оскорбить, уважаемый адвокат. Вообще, мне кажется, вы несколько ограничены в своем понимании жизни. Господин Рамкопф. Развод - одно из высочайших достижений человечества! Чтобы влюбиться достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе. Это были трудные 20 лет, но я о них не жалею! В свое время, Сократ как-то мне сказал: женись непременно. Попадется хорошая жена - станешь счастливым. Плохая - станешь философом. Не знаю, что лучше. Во всяком случае, я

«…Чудак не всегда частность и обособление, а напротив бывает так, что-он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Часто так бывает, что книга, прочитанная еще в детстве и поразившая нас своею глубиною, или фильм, многократно пересмотренный и разобранный на цитаты, для нас являются только милым воспоминанием о ярких эмоциях, пережитых давным-давно. Эти воспоминания греют душу, навевают приятные ощущения, но, увы, уже не дают той пищи для ума и сердца, которую мы так ценили в них прежде. Такое отношение к любимым источникам вдохновения отчасти понятно и оправданно: сюжет их нам хорошо знаком, диалоги выучены наизусть и кажется, что больше они не смогут освежить наше мировосприятие новыми открытиями. Однако даже при такой степени знакомства с произведением от нашего взора могут ускользать некоторые существенные детали, а иногда и сама суть излюбленного шедевра. Происходит это оттого, что гениальные плоды вдохновения несут в себе настолько большой интеллектуальный, мировоззренческий и духовный потенциал, что его трудно исчерпать человеческим умом. Ибо такого рода труды создаются не столько непосредственным творцом, сколько божественным озарением, которое всегда выступает в качестве соавтора у таланта.

К вышеозначенным творениям, безусловно, относится киношедевр Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Снятый в период советской атеистической цензуры, в своих недрах он таит второй сюжет, который имеет множество параллелей с Евангельским повествованием. И если попытаться посмотреть на этот фильм сквозь призму христианской традиции, можно легко увидеть в главном герое образ не того самого Мюнхгаузена, к которому привык кинолюбитель с «замыленным» взглядом, то есть не просто экстравагантного чудака, немного грустного и отчасти смешного оригинала со склонностью к фантазиям, а трагический образ апологета, противопоставляющего свою высокую истину утилитарному сознанию толпы и готового своей кровью засвидетельствовать верность божественным идеалам.

Ведь если Мюнхгаузен Захарова всего-навсего простой мечтатель, рыцарь печального образа, то сюжет этот давно известен — еще один эксцентрик положил все силы на борьбу с ветряными мельницами и погубил себя из-за своих вздорных причуд. Однако, взгляд внимательного кинозрителя, направленный на главного героя, исключает подобные умозаключения. Нам открывается личность совершенно иного порядка, которая юродствует не по своенравию, но имеет неоспоримый мандат на юродство. И дабы мы не сомневались в этом праве, автор наполнил свое творение аллюзиями, которые отсылают нас к Евангельской истории.

Основная трагедия данного произведения заключается в том, что барон Мюнхгаузен находится в окружении самых близких ему людей, в среде которых он родился, вырос и прожил всю жизнь, однако, не смотря на такую тесную связь, между главным героем и кругом его знакомых ощущается непреодолимая стена непонимания. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что барон и правда в некотором смысле «не от мира сего», так как еще до своего рождения имел честь быть другом великих людей, среди которых Софокл, Сократ, Шекспир и другие гении, жившие гораздо раньше времени, в котором разворачивается действие кинокартины. Поэтому лучше говорить не о рождении Мюнхгаузена, сколько о пришествии или явлении в мир для выполнения какой-то своей особой задачи. Эту задачу в общих чертах можно определить, как возвещение Правды, ради которой барон восстает против поработившей его окружение лжи, ненавидимой им больше всего, по его собственному признанию.

Оригинальная проповедь и способность совершать поступки, не укладывающиеся в рамки разумного понимания мира (чудеса, которые даже благочестивый пастор откровенно называет шарлатанством, оттого что его рациональное мышление не позволяет верить в сверхъестественное) приводит к тому, что барон приобретает себе репутацию довольно славного малого, умного, с чувством юмора, «который может стать примером для молодежи», однако есть одно условие — ему нужно измениться. Этот ультиматум становится главным искушением на пути его служения. Мюнхгаузена не хотят принимать за того, кто он есть на самом деле, ибо в этом виде он не удобен для своих сограждан, поэтому все без исключения пытаются изменить его, сделать похожим на себя. Искушение из уст самого дорого ему человека: «стань таким как все», звучит как прекословие апостола Петра, узнавшего о неизбежности смерти своего Учителя.

Все это ставит главного героя перед трагическим выбором: отречься от своих идеалов, поддавшись на настойчивый призыв толпы: «присоединяйтесь барон, присоединяйтесь», или добровольно взойти на свою Голгофу, где его ждет чудовищный смертельный эксперимент, цель которого осмеять подсудимого и проверить справедливость его заявлений о том, что он и есть «тот самый Мюнхгаузен»: если бы ты был бароном, то доказал нам это чудом.

Ничего не меняется и спустя столетия, чтобы доказать, что человек жив, его непременно нужно сначала убить. Толпе трудно понять, что не чудом проверяется подлинность свидетельств, а тем высоким идеалом, который они в себе несут. Поэтому барон не тем хорош, что летал он или не летал на луну, а тем, что никогда не врет. И не согласен поступиться даже в мелочах, если твердо убежден в незыблемости открытой для него истины 32-го марта (невольно приходит на ум, что Воскресный День, как День Господень – это тоже выход за рамки устоявшегося календаря), то даже ради своей любви, ради самого дорогого и близкого человека, он не может поступиться этим откровением. Это ли не есть воплощение максимы Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)?

Однако эта формула не может быть принята жителями Ганновера, то есть типичными обывателями, каждый из которых поглощен своим собственным фарисейством: неискренней набожностью — пастор, карьерой — бургомистр, материальным благополучием и тщетной славой — баронесса и ее любовник, герцог — одеждой, Марта — своей чувственной привязанностью к барону. Но остается один, тот, кто верен до конца своему хозяину — это верный и благоразумный слуга Мюнхгаузена Томас, чей восторг, возвещающий «воскресение» его хозяина, звучит как исповедание: «Я знал. Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили. Не верил. И когда отпевали — не верил. И даже когда закапывали — сомневался».

Такая искренняя вера является подлинно христианской: остаться со своим хозяином до конца, даже когда факты со всей своей очевидностью говорят об обратном, когда все вокруг предали, руководствуясь каждый своим резоном: лучший друг из-за страха, Марта из-за маловерия (засвидетельствовав свое отречение поцелуем в щеку), его родственники из-за того, чтобы он просто не мешал им, не претендовал на их власть в доме, потому что, как известно, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк 6:4). Они-то и делают все, чтобы скомпрометировать его в глазах равнодушных сограждан, лживого синедриона и верховного правителя, который просто руководствуется старым принципом: «раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет…», умывает руки и не препятствует расправе над праведником.

Но судьи будут посрамлены. Этот ужасный приговор приведет осужденного не к погибели, не к осмеянию, но к славе. Ведь для него этот эксперимент — торжественное восхождение на небо. Причем временное, ибо барон снова придет, но только когда он в следующий раз вернется, тех, осудивших его жителей Ганновера, уже не будет, все потому, что «время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

Конечно, неправильно будет полностью отождествлять евангельского Христа с образом барона Мюнхгаузена, воплощенного в кинокартине Марка Анатольевича. Скорее это образ Сократа, известного нам из Апологии, написанной Платоном, или образ христианских мучеников и непринятых миром юродивых, пострадавших, отстаивая свою истину. Ведь в конечном итоге цель их всех подняться на небо. Поэтому весьма символична и концовка трагической истории ганноверского чудака: после долгих испытаний барон Мюнхгаузен медленно поднимается по лестнице, ведущей в небеса, указывая тем самым вектор, куда должны быть устремлены все силы каждого человека…

Александр Бойко, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

Журнал «НЕвский БОгослов» №11



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх