Ты сам мастер. Урок по изобразительному искусству на тему"Ты сам мастер ДПИ

    Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

Задачи урока:

  • воспитывающая - осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
  • обучающая - закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
  • развивающая - развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: рабочая тетрадь, ручка, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

На доске: дата, тема, термины : «панно».

Зрительный ряд:

  • оформление классной доски - эскизы панно на различные темы.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ - презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организаторский момент:

  • проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
  • повторение правил техники безопасности на уроках технологии;
  • оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное - вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Во-первых, необходимо определиться в выборе места, где будут размещены работы (в коридоре, столовой, рекреации), решить, каков будет их размер и содержательный мотив. Можно сделать, например, декоративное панно на темы: «Праздничные гулянья», «Веселые посиделки», по мотивам русских народных сказок, древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах - это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы над декоративной композицией.

Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.

Законченные эскизы необходимо внимательно просмотреть. Затем, выбрав самые удачные, доработать, обогатить интересными находками других авторов.

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.

Рисунок на картоне можно обвести угольком, разделить на фрагменты, пронумеровать детали. Это облегчит работу, связанную с выполнением отдельных деталей. Приложив лист бумаги к рисунку, вы сможете быстро сделать на нем оттиск нужной формы, вырезать ее и, поставив с обратной стороны соответствующий номер, начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.

Для декоративной работы могут понадобиться материалы: кусок оргалита, мешковина или холст разных оттенков и фактуры, а также кожа, цветное сукно, кусочки ткани, велюра, веревки разной толщины, шпагат, бумага и клей ПВА.

Для украшения панно потребуется заготовить большое количество узелков, петелек, завитков разной величины, а также плетеные косички и крученые веревки. С косичками придется немного потрудиться: необходимо научиться продергивать веревку через петлю, подобно тому, как это делает мама, когда вяжет крючком веревочкцу.

Чтобы представить общее цветовое решение панно и подобрать нужные материалы, разложите их на картоне. Отдельные детали панно можно выполнить, используя шпагат.

На приклеенную поверхность приложите друг к другу короткие отрезки шпагата, подтягивая их к середине. Когда клей высохнет, можно подрезать края детали и украсить их косичкой или веревкой.

Используя вырезанные из кусков кожи, велюра или плотной ткани детали, а также петельки, завитки, узелки, крученые веревки, вы можете выстраивать из них причудливые узоры, свободно декорировать большие поверхности, по - разному комбинируя и сочетая на них разные элементы.

Чтобы панно получилось красивым, постарайтесь делать эту работу аккуратно, с любовью, а главное - смело фантазируйте.

Еще один вариант выполнения декоративного панно () - из соленого теста. Изготовить такое тесто несложно самому: нужно взять стакан муки одну столовую ложку соли и добавлять понемногу воды, пока не получится крутой замес. Материал для панно готов, можно начинать работу.

Вначале необходимо сделать эскиз (условно, обобщенно, выразительно) и перевести рисунок на основной формат. На твердой оргалитовой основе рисунок можно выполнить мелом. Лучше начать работу с крупных форм. Чтобы связать лепное изображение с основой, следует проклеить тонким слоем ПВА нужный участок рабочей поверхности, а затем, выложив на него кусок теста, начать работу над лепным изображением в соответствии с рисунком. Отдельные детали, например оборки платья, лепестки цветов и т.д., можно сделать более рельефными, выступающими над лепной поверхностью.

Работа будет красиво смотреться, если вы украсите отдельные участки узорами. Их можно продавить линейкой или стекой, придав им вид геометрического орнамента. Можно сделать углубления острым концом карандаша, а также налепы в виде шариков из теста с углублениями в них. Способов украсить поверхности очень много - нужно только проявить выдумку, изобретательность и фантазию.

Когда лепное изображение будет готово, дайте ему просохнуть. А на следующем уроке можно очень осторожно включить цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов. Лучше всего работать, чуть - чуть касаясь полусухой плоской кистью рельефной поверхности, не стараясь ее перекрыть полностью. Нежные цвета, сквозь которые пробивается цвет теста, создадут эффект свечения, а также цветовое богатство декоративной работы.

3. Закрепление изученного материала:

  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?

Физкультминутка.

  1. Практическая творческая работа:

Выполнить декоративную работу - древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли. Исполнение работы в двух вариантах.

  1. Из ткани, веревок, на картоне.
  2. На картоне, холсте, элементы из соленого теста.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.
  4. Подведение итогов совместной работы:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

Словарь терминов.

Эскиз — предварительный рисунок.

Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно).

Панно — декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера.

Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, осуществляемое в каждом виде искусства своими средствами, техниками, с учетом своих законов.

Художественный образ вещи — видимое строение содержания, идеи, слитное единство формы и содержания, осуществленное художником в конкретном материале и пронизанное его личностью.

Кич, китч (нем., букв. «халтура, дурной вкус») — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном. Это торжество пошлости, безвкусицы, стремление к подделке либо дешевого под дорогое, либо одного материала под иллюзорное подобие другого (стекла под хрусталь, фарфора под дерево, металла под камень и т. д.).

Витраж (фр. vitrage — остекление) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка).

Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.

Просмотр содержимого документа
«Ты сам мастер. »

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

ИЗО 5 класс


  • познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
  • раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
  • развивать художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;


  • «Праздничные гулянья»,
  • «Веселые посиделки» ,
  • по мотивам русских народных сказок , древних образов народного искусства – древо жизни , коня , птицы , матери – земли.

Сказочная птица

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.



  • мешковина или холст разных оттенков и фактуры,
  • кожа,
  • цветное сукно,
  • кусочки ткани, велюра,
  • веревки разной толщины,
  • бумага
  • клей ПВА.


Еще один вариант выполнения декоративного панно ( декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера ) из соленого теста.





  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»? Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ? Что такое панно? Что такое композиция? Как можно выделить основную часть композиции?
  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»?
  • Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ?
  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?
  • Как можно выделить основную часть композиции?




Декоративная кукла Попробуй создать куклу-образ Сверни из картона конус – это туловище Теннисный шарик надетый на карандаш – голова, или поролон в кусочке ткани Осталось сделать русский народный костюм- его можно сшить используя нитку и иголку или приклеить. Рукава в виде трубочки сшитые и стянутые вверху и внизу крепить их в последнюю очередь Осталась отделка- бисер, кружева, тесьма. А также можно нанести узор народных промыслов гуашью.







Декоративная ваза Основа вазы – стеклянная банка, конусы картонные различных размеров для создания формы вазы Одеваем основу– веревка, ткань, кожа и т.д. Украшение – кожа, соленое тесто, веревка, гофрированный картон, бисер и т.д. Фантазируй! Бросовый материал может ещё жить и радовать тебя и твоё окружение!






Декоративная изба Попробуй создать избу Сначала из бумаги сделай много трубочек – накручивая прямоугольные кусочки бумаги на карандаш Подготовь основу избы – склей коробочку в форме будущей избы Теперь готовыми трубочками обклей основу со всех сторон так чтобы получилась изба в уменьшенном виде Осталось дело за декорированием окон, дверей, крыши и т.д. Если ты делал избу не из цветной бумаги, то тебе осталось раскрасить её.

Открытый урок

по изобразительному искусству

«Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства»

(русская народная кукла)

5 класс

Провела: Петрова Е.В.

учитель изобразительного

искусства

с. Таптугары, 2018г.

Дата: 15. 05.2018 г.

класс 5

Учитель: Петрова Екатерина Владимировна.

Тема четверти: «Декоративно-прикладное искусство в современном мире».

Тема урока: «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства» (русская народная кукла)

Цель: организация продуктивной творческой деятельности школьников, направленной на овладение умениями анализировать, сравнивать, давать оценку традиционной куклы как элемента национальной культуры через овладения приемами её изготовления.

Задачи:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с нитками.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

Осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;

Осуществлять совместную практическую деятельность;

Анализировать свою деятельность;

Умение слушать учителя.

2.Предметные результаты:

Понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

Осваивать способы работы с лоскутом;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты

1.Регулятивные УУД:

Определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;

Выявлять собственные затруднения;

Находить способы выхода из затруднений;

Организовывать свою деятельность;

Контролировать и анализировать собственную деятельность.

2.Познавательные УУД:

Искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;

Конструировать новое знание;

Применять знание на практике;

Излагать свое мнение;

Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

3.Коммуникативные УУД:

Умение вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделие;

Уметь слышать товарища, не перебивать его;

Уметь отстаивать свою позицию.

Методы и формы обучения : рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок - творческая мастерская.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Материал и оборудование:

1. Технологические карты изготовления кукол.

2. Выставка тряпичных кукол.

3. Презентация.

4. Русские народные мелодии.

5. Ткань, нитки, тесьма, лента, вата, ножницы.

Межпредметные связи: технология, литературное чтение, русский язык, история, музыка.

План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Практическая работа

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

1. Приветствие

2. Проверка явки учащихся

3. Проверка готовности учащихся к уроку

Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

У вас на партах лежат рабочие материалы, по мере необходимости, в ходе урока, мы будем с ними работать.

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!

Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята! Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет основной темой нашего занятия.

Загадка.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Учитель: правильно, это кукла. Но не простая кукла, купленная в магазине. Как вы думаете у ваших пра-пра-пра-пра бабушек и дедушек были игрушки?

А из какого материала они были выполнены? Ответы детей.

Учитель: Действительно, изготавливали кукол из различного материала это и остатки пряжи, солома и ткань. (Демонстрация кукол).

Учитель: Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня с вами на занятии? Посмотрите у меня есть волшебный сундучок, он поможет вам с ответом (открываю сундучок с лоскутами и лентами). Что можно сделать из этих материалов? (ответы детей)

Читаю стихотворение.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Показываю тряпичную куклу

Учитель: правильно, русскую тряпичную куклу из лоскутков и ленточек.

Учитель: назовите полностью тему нашего занятия: «Русская народная кукла».

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (Цели вывешиваются на доске)

(обучающиеся берут карточку «Я хочу» и записывают свои цели):

Я хочу узнать историю русской куклы, я хочу научиться делать народную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков…

Учитель: Правильно ребята. Нам предстоит познакомиться с историей русской тряпичной куклы. Ну а самое интересное для вас, вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы.

Учитель: Цель намечена.

Проблемный вопрос: Ребята, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.

3. Актуализация знаний.

Учитель: М. Салтыков- Щедрин утверждал: « Из всех существующих в мире загадок, тайна кукол – самая загадочная; Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

В процессе занятия вы должны достичь цели и разобраться в вопросах которые я поставлю перед вами.

1.Почему кукла была безликая?

2. На какие три вида куклы делились по – назначению?

3.Что символизирует кукла?

Учитель: Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. А кто знает что означает красный цвет?

Учащиеся: (Ответ) Красный цвет – жизнь, красивый.

Учитель: Правильно. И ещё считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

А сейчас мы прослушаем сообщение ученицы: «История тряпичной куклы».

Ученица: Самые ранние игрушки относятся ко 2 тысячелетию. Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, женские детали костюма. Кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках. Кукла символизировала продолжение рода.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Прослушав сообщение ученицы, можем ли мы ответить на поставленный вопрос?

1.Что символизировала кукла?

Ученик: Продолжение рода, т.к. кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил.

Учитель: Вот и решена одна из поставленных проблем.

Просмотр презентации.

По предназначению существовали: Куклы-обереги

Обрядовые куклы

Игровые куклы.

Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы. Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» - маленького «зайчика на пальчик». Также для игр обычно изготавливали кукол-закруток, причем вместе с девочками. Традиционные народные куклы были в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.

Куклы-обереги. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Уже за две недели до рождения ребенка будущая мать изготавливала традиционную куклу-оберег Куватку и помещала ее в колыбель, чтобы кукла согрела ее. Творила она ее без иголки путем сворачивания и скручивания. Считалось, что куклу нельзя ни порезать, ни уколоть. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. После обряда крещения куклу «Куватку» вешали над кроваткой, чтобы она отгоняла всякие злые силы, оберегала ребенка.

Тряпичную куклу « Берегиню» , сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Гости также дарили кукол с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее.

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз, что зрячая кукла опасна для ребенка

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение, становились участниками многих ритуальных обрядов и

праздников. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда

Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками.

Куклу-масленицу делали накануне масленицы или в первый день масленичной недели в понедельник и должна она была оберегать семью в течение года. Затем, когда год проходил и наступала масленичная неделя, старую куклу, которая уже вобрала в себя всю плохую энергетику, всё плохое, что случилось в этой семье сжигали и делали новую куклу чучело. Его сажали в красный угол в избе, и вообще считалось, чем больше кукол сидит в красном углу в избе, тем счастливей пройдёт год в этой семье, в этой избе.

А сейчас прослушаем ваши сообщения

Зайчик на пальчик

Игрушка помощница мамы, чтобы малыш в ее отсутствие не плакал и не просился на ручки. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

«Кула - каша»

Кукла для девочки, помощница в приготовлении пищи, кукла дает девочке
понимание что такое хозяйка, не только какие у нее обязанности но и как
это - быть хозяйкой в доме, как правильно и четко распределять свои силы.
Кукла Каша это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой.
Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша.

«Кубышка травница»

(кукла душевного комфорта, кукла здоровья)
По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.
А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке- не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

5. Первичная проверка понимания.

Учитель: Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.

Учитель: Ребята, кто заметил одну особенность кукол?

Ученики: (ответ) Куклы не имеют лица.

Учитель: А почему куклу изготавливали без лица?

Ученик: Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух.

Учитель : «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Учитель: Итак, вот и решена вторая проблемная ситуация. Почему же так популярна была именно тряпичная куклу?

Ученики:

1.доступность материала: использовалось старое тряпьё;

2.быстро можно создать куклу.

Физминутка

Гимнастика для глаз.

6. Практическая работа

Учитель: Как вы думаете, легко ли выполнить эту работу? Прочитайте на доске поговорку «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

Учитель: я предлагаю вам выбрать, какую куклу вы хотите изготовить. Можно выбрать из ткани или пряжи.

Почему вы выбрали эту куклу?

Правила техники безопасности.

1.Ребята, с каким инструментом будете работать?

Ученик: Ножницами.

Учитель: Ребята, мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая с колющими, режущими предметами?

Обсуждение последовательности изготовления куклы.

Индивидуальное изготовление куклы – Берегини.

Учитель: Ребята, в каком порядке будете выполнять работу?

Ученики: (Ответы)

1. Скрутим скрутку из большого куска ткани;

2. Наденем на скрутку лоскуток. Обмотаем нитками – получим голову куклы.

3. Перетянем нитками талию.

4. Уголки ткани расправим и сделаем руки.

5. Нарядим куклу.

Самостоятельная работа

(выполняют работу под музыку)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Конечно же рассказать о всех русских кукол нам не хватит времени. Дома вы найдете информацию в сетях интернет или в библиотеке о других куклах и подготовите собщения. запишите домашнее задание.

8. Рефлексия .

Учитель: на столах лежат бусины, украсьте свою куклу красными бусами, если у вас все получилось, зелеными – вы испытывали небольшие трудности, синими – урок не понравился.

Учитель: друзья, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута?

Учитель: Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей)

Учитель: Что вы можете рассказать об этой кукле своим родителям?

А для чего можно использовать эту куклу?

Кому можно подарить эту куклу?

(Ответы детей)

Учитель: Куклы ваши готовы,

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!Анализ кукол, оценки.

Заключительный этап.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!

Спасибо за урок. Уборка рабочих мест.

Предмет: Изобразительное искусство.

Учитель : Кылосова Е.И.

Дата: 28.04.2016.

Класс: 5 «г»

Учебник: Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2014 г.

Тема: «Ты сам мастер ДПИ. Изготовление декоративного панно в технике аппликация».

Цель: способствовать расширению и закреплению знаний о декоративном панно . Выполнение декоративного панно в технике аппликации.

Задачи:

Обучающая: формирование умения изготавливать панно в технике аппликации.

Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развитие художественных и способностей учащихся.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку изобразительного искусства путём вовлечения каждого в активную деятельность; ответственности за результат учебного труда; самоконтроля и взаимоконтроля в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный .

Формы работы : парная и индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны понимать, что такое – панно, объяснять роль панно в интерьере, знать тематику панно.

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Личностные:

Понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс;

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;

Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

Учиться выполнять различные роли в паре.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре;

Уметь организовать рабочее место.

Основное содержание темы, понятия, термины: Панно как вид современного ДПИ, история панно, разнообразие материалов для изготовления панно.

Понятие аппликация.

Технологическая карта урока

«Ты сам мастер ДПИ. Изготовление декоративного панно в технике аппликация. Урок №2»

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

    Организационный этап

    Эмоциональный настрой.

Организация местоположения каждого ученика.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проверим на месте ли ножницы, клей.

А дневники на месте?

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

    Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

Ребята посмотрите на доску. Все буквы перепутались,помогите найти им свои места и определите тему нашего урока.

Кто догадался, о чём пойдёт речь?

Как звучит наша тема?

Ученики формулируют содержание темы урока.

Изготовление декоративного панно в технике аппликация.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

    Постановка учебной задачи

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Давайте вспомним чем мы занимались на прошлом уроке. О чем вели разговор.

Предположите? Какая тема и цель нашего урока.

А теперь давайте наметим план нашего урока.

1.Повторим изученный материал.

2.Узнаем что-то новое.

3.Завершим работу, начатую на 1 уроке.

4.Закрепим материал.

Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, вспоминают содержание прошлого урока. Цель: научится изготавливать панно. Продолжить работу над декоративным панно в технике аппликация.

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные6

постановка вопросов;

Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

    «Открытие» обучающимися нового знания

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Давайте вспомним все что вы узнали о панно.

Что такое панно?

Что такое аппликация?

Из каких материалов изготавливают панно? С каким материалом работаем мы?

Ученики отвечают на поставленные вопросы .

Панно – это элемент декора помещения, который призван украшать стены,потолок,а иногда даже фасады зданий.

Аппликация – самый распространённый вид ДПИ.Это наклеивание на основной фон различных материалов. Панно изготавливают из различных материалов бумага, природный материал кожа, нитки, ткань, соленое тесто и т.д.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Решение учебной задачи. Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Работа с текстом. История развития панно. (Приложение №1. Парная работа.) Ребята сейчас прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Работают в парах. Изучают полученный материал. Ищут ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

сотрудничества с друг другом.

Познавательные:

умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Динамическая пауза

Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

Личностные

    Творческая самостоятельная практическая деятельность.

8.Самооценка.

Сейчас мы продолжим работу начатую на первом уроке. У вас есть технологическая карта.(Приложение №2)Техника безопасности.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Самооценка работ учащихся по критериям (Приложение №3)

Учащиеся выполняют творческое задание. Продолжают работу над панно начатую на первом уроке Добавляют новые элементы в работу. Техника безопасности.

Самооценивание в листе достижений.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

самоопределение.

Личностные

Умение определять уровень владения знаниями.способом деятельности.

9 .Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Как вы думаете где можно разместить получившиеся работы?

Мы достигли цели которую ставили?

Как вы думаете зачем нужно панно?

Закончите фразу:

Я знаю что…..

Для меня было открытием…..

У меня получилось…..

Мне понравилось….

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Высказывают свое мнение.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

10.Домашнее задание.

Стр.168- 173. Подбор иллюстраций по теме панно.

Записывают задание в дневник.

Использование нового знания.

Тема урока : Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.

Цели урока:

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;

Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

развивать художественную осведомленность, фантазию;

Задачи урока:

воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы : - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной работы);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;

повторение правил техники безопасности;

оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.

Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем : «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».

По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.

По толковому словарю Даля Батик (малайск.)

1. Техника художественной росписи тканей.

2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.

нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Существует горячий и холодный батик.

Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.

Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.

Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик - в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками.

Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Техника узелкового батика

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

3. Закрепление изученного материала:

Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?

Что такое холодный и горячий батик?

Физкультминутка.

4. Практическая творческая работа:

Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.

Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;

сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;

посыпать солью;

дать высохнуть.

Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»

Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования

Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.

Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.

В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты

Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат

Красный мак - символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии - жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.

Посмотрите на красоту этих цветов.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Анализ и итоги урока:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

6. Рефлексия

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх