Сочинения. Роман А.Н.Толстого 'Петр Первый'

Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, А.С. Пушкина. Не обошел ее вниманием и А.Н. Толстой.
В своем романе «Петр Первый» писатель большое внимание уделяет детским и юношеским годам Петра, когда происходило формирование характера будущего царя. Интересен в этом отношении эпизод строительства кораблей на Переяславском озере.
Юный Петр вместе со своими сподвижниками-иностранцами задался идеей создать переяславский флот. На озере уже было построено три корабля.
Генератором всего был, конечно, Петр. Ему «бешено не терпелось» создать флот. Все было подчинено одной цели – построить и пустить вплавь корабли. Все жили в самых спартанских условиях, Петр спал на одних деревянных полатях с Алексашкой Меньшиковым.
Царь весь был поглощен своей идеей. Ради ее воплощения он не жалел себя и других. Интересно, что иностранцы поддерживали в этом Петра, Они отличались такой же работоспособностью, как и молодой царь. Старик Картен Брандт, будучи сильно больным, продолжал руководить строительством: «Все же, закутанный в тулупчик, он весь день был на верфи, - сердился, кричал, а когда и дрался за леность или глупость».
Ответственность, долг, дело, которое превыше всего, – вот что перенял Петр у голландцев.
Не таков русский народ. Он не понимает, ради чего нужно было так «рвать жилы». Он инертен, пассивен, ленив. А. Н. Толстой показывает, что реформы Петра во многом основывались на насилии, но это насилие было необходимо для развития страны.
Рабочих будили чуть свет. Они работали на верфи от зари до заката. Многие падали от усталости. Но Петра это не волновало. Были пригнаны монастырские крестьяне, а также потешные люди, которые обучались строительству кораблей под руководством иностранцев.
Ведомый своей идеей, Петр «выбивал» у местных помещиков провиант, а у сестры – деньги на свою затею. Даже в редкие моменты веселья Петр был с головой погружен в дело строительства флота.
С юных лет в Петре проявлялось фанатичное увлеченье своими, на первый взгляд, сумасшедшими, идеями, упрямство, готовность идти к своей цели любым путем, не считаясь с мнением других, готовность на большие жертвы ради своей идеи. Авторитеты царь находил, по большей части, в иностранцах, которые нравились ему не только складом своего характера и ума, но и своим профессионализмом. Все эти черты характера проявлялись и укреплялись в Петре и далее, способствуя дальнейшим колоссальным преобразованиям в России.
Петр был наделен и дипломатическим талантом, которое развили в нем, по большей части, его иностранные друзья, в том числе, и Франц Лефорт. Благодаря им, царь смог даже из позорных ситуаций выходить победителем. Пример тому – эпизод бегства Петра из Преображенского в Троице-Сергеевскую лавру. Напуганный слухами о стрельцах Софьи, которые идут на Преображенское и на Петра, юный царь был в панике. Его нервная и впечатлительная натура не могла вынести этой мысли. Кроме того, еще были живы воспоминания из детства, когда стрельцы под началом Софьи чуть не убили маленького наследника.
В панике, едва узнав о приближении стрельцов, Петр бросился бежать в Троицу, с которой у него было соглашение. Царь так испугался, что вскочил на лошадь, даже не надев штаны. По сути, это было позорное бегство, свидетелями которого были ближайшие соратники Петра. Конечно, они бы не выдали своего государя, но слухи все равно поползли. Дошли они и до Софьи.
И, тем не менее, Петр смог, с помощью своих друзей, повернуть и это дело в свою пользу. Но представил свое бегство так, будто он «взялся за ум», исправился, хочет стать настоящим царем. Будто он живет в Лавре со своей семьей, истинно верит в бога, дружит с боярами, ведет себя, не как какой-то оборванец, а как настоящий царь-батюшка.
Народ и даже стрельцы увидели в Петре царя. Они так устали от смуты и волнений. Всем хотелось стабильности. Стрелецкие полки стали переходить на сторону Петра. Софья почувствовала, что власть уходит из ее рук. Так и случилось. Когда царевна поехала на переговоры в Троицу, то ее туда даже не пустили. Петр приказал сестре возвращаться в Москву и дожидаться его решения. Что Софья и сделала. А вскоре Петр стал полноправным царем.
Анализ данных эпизодов показывает, что личность Петра Первого, незаурядная и самобытная, была создана для того, чтобы стать великим царем, преобразователем и реформатором. Только с его неиссякаемой энергией, фанатичным служением цели и полной отдачей делу можно было «прорубить окно в Европу» и дать коллосальный толчок для дальнейшего развития России.
Личность Петра неоднозначна, как и его реформы. Относительно их пользы или вреда споры ведутся до сих пор. Ясно одно: Петр Первый – выдающаяся личность, в любом случае, достойная уважения.


Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Шемякина Людмила

11 кл.

Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милосл

Роман «Петр Первый» М. Горький назвал «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Отразивший од-ну из интереснейших эпох в развитии Рос-сии — эпоху коренной ломки патриархаль-ного быта и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толсто-го будет привлекать не одно поколение читателей своим патриотизмом и высо-ким художественным мастерством.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ло-моносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной лите-ратуры. К ней обращались А. Пушкин, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Блок. Свыше двадцати лет эта тема занимала и Алексея Толстого: рассказ «День Петра» был напи-сан в 1917 году, последние главы его ис-торического романа «Петр Первый» — в 1945 году. Не сразу удалось писателю совершить задуманное — глубоко, прав-диво и всесторонне нарисовать петров-скую эпоху, показать характер великих преобразований.

Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году: в да-леком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах роди-ны и народа. Почему именно к ней обра-тился писатель? Время преобразователь-ных реформ, коренной ломки патриар-хальной Руси воспринималось им как нечто напоминавшее 1917 год. А уже поз-же одним из лучших произведений совет-ской литературы на историческую тему стал роман «Петр Первый».

Итак, в центре повествования — Петр, формирование его личности. Однако роман не стал просто мастерски написанной био-графией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большо-го исторического деятеля, но и эпоху, кото-рая способствовала формированию этой фигуры. Становление личности первого им-ператора и изображение эпохи в ее истори-ческом движении определило композици-онные особенности романа.

А. Толстой не ограничивается изображе-нием жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает автору возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и сословия русского общества представле-ны в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий, раз-нообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьян-ской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной царевны Софьи — на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой распра-вы стрельцов с Матвеевым; из покоев На-тальи Кирилловны в Преображенском дворце — в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно движется войско Голи-цына; из Троицко-Сергиевской лавры, ку-да ночью из Преображенского дворца бе-жал Петр, — в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесто-ченную борьбу за власть между двумя боярскими группами — Милославскими и Нарышкиными, представляющими ста-рую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни государство, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти одинаковыми за-мечаниями, оценивающими правление одних и других. «И все пошло по-старо-му. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кис-лые столетние сумерки — нищета, холоп-ство, безделье». Это — после победы Милославских. Но вот победили Нарыш-кины — «...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось».

Это понимают и простые люди: «Что Ва-силий Голицын, что Борис — одна от них радость». Толстой показывает также, что народ играет решающую роль и в тех со-бытиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при его поддержке Нарышкиным удается сломить Милославских. Недо-вольство людей своим положением прояв-ляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужав-шим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой власти-тельницы. Пётр становится самодержав-ным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротив-ление боярства, начинает борьбу с визан-тийской Русью. «Упиралась вся Рос-сия», — пишет Толстой. Ненавидели быст-роту и жестокость ново вводимого не только боярство, но и поместное дворян-ство, и духовенство, и стрельцы: «Стал не мир; а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут — торопятся... В бездну катим-ся...» Сопротивлялся и народ: люди бегут в леса, на Дон — таков был ответ на тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким по-давлением стрелецкого мятежа: «Всю зи-му были пытки и казни... Ужасом была ох-вачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки тор-говых кораблей».

Вторая книга, по словам самого Толстого «более монументальна, более психологич-на», она рассказывает о том как сдвинулась с места держава — начинается с изобра-жения «неохотно» пробуждающейся Моск-вы, кончается картиной строящегося Пе-тербурга. Борьба старого и нового стано-вится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает, в каких слож-ных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования.

Во второй книге по сравнению с первой меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Се-верной войне, «нарвской конфузии». Опи-сывается лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заво-дов, первые успехи в войне со шведами — взятие Нотебурга, выход к устью Невы и ос-нование города-крепости, которой сужде-но будет стать северной столицей.

Значительное место отведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общест-венной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его пре-образований (например, описание жизни семей Буйносовых, Бровкиных и других). Толстой показывает, как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессив-ный характер петровских преобразований подчеркивается автором в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей, идущих в ногу со временем и понимающих нужды Рос-сии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

«Птенцы гнезда Петрова», люди энер-гичные, воспитанные Петром, противопо-ставлены старому московскому боярст-ву — Буйносову, Лыкову и другим, изобра-женным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало нена-видеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста наро-да. Раздражение звучит и в разговоре в кабаке на Варварке, и в поведении му-жиков, в их недобрых взглядах, в выкри-ках, в открытой ненависти крестьян к по-мещикам и боярам.

А. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вы-литься в восстание на Дону под предводи-тельством Булавина. Чтобы жить «по воле, а не по указу государеву», люди бегут в ле-са. Движение раскольников является од-ной из форм протеста против усилившего-ся гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. До желанного моря теперь отсюда — ру-кой подать; началось преобразование ар-мии для решительной победы над шведа-ми и возвращения «исконно русских зе-мель» — Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за эти города. «Третья книга — писал сам Толстой, — самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее инте-ресному периоду жизни Петра. В ней бу-дет показана законодательная деятель-ность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поезд-ки царя за границу, его окружение... В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени — Франции, Польши, Голлан-дии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осу-ществлены в этой части».

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другой, обнов-ленный город. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь, и, хотя все чувствуют, что назревают боль-шие события, что жить становится тре-вожнее, тем не менее, она течет пока по-прежнему. В третьей книге Москва пред-стает иной: произошли крутые перемены. Новое ворвалось в жизнь, изменило при-вычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, «ворота закрыты на-глухо, на широком дворе — тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зя-тья в полках унтер-офицерами либо усла-ны за море, недоросли отданы в школы». Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу — Петербург.

Третья книга повествует также о блестя-ще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития страны, проблема формирования новой интелли-генции. Особенно ярко показан образ мо-лодой России, победившей в нелегкой борьбе. Однако и в этой книге не ослабе-вает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт — рост противоре-чий между императорской властью и на-родом.

Книга осталась, к сожалению, незавер-шенной. «Человека, — писал А. Н. Тол-стой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалекти-чески — в движении, в борьбе, в противо-речии». Так он изображает Петровскую эпо-х у — в движении, в борьбе нового со ста-рым. В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение вперед народа, который с честью выходил из всех суровых испыта-ний, в созидательном труде и в борьбе до-бывал славу своей Родине.

Фото 1 из презентации «Пётр Первый Толстого» к урокам литературы на тему «А.Н.Толстой»

Размеры: 128 х 92 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока литературы, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Пётр Первый Толстого» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 150 КБ.

Скачать презентацию

А.Н.Толстой

«Годы жизни Толстой Л.Н.» - Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Война и свобода. 19 мая 1910 г. Бурная жизнь юношеского периода. Литературное наследие. Единственное сохранившееся изображение. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.

«Литература Толстой» - Кровавое воскресенье. Учитель русского языка и литературы АСОШ № 2 Михеева О. В. 1853-1856. Каково жизненное кредо Л. Толстого? Урок литературы по теме. Свидетелем каких исторических событий был Толстой? Парижская коммуна. 1904-1905. 9 января 1905г. Л.Н.Толстой (1828-1910). Русско-японская война. Какие правила составил для себя молодой Л. Толстой?

«Биография Алексея Толстого» - Получил хорошее домашнее образование. работу выполнила Братчикова Алена. Александр Михайлович. Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Алексей Толстой. братья Жемчужниковы. Алексей Константинович Толстой. Похоронен в Ницце на Русско кладбище Кокад. Алексей Михайлович.

«Толстой После бала» - Другие люди… Выполнил:ученик 8 класса Сартаков Дмитрий. Характер полковника. В своем рассказе Л.Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Совсем другое дело после бала. На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Другая музыка… Полковник на балу. Сцена после бала. История создания.

«Лев Николаевич Толстой» - Толстой любил физические упражнения. Толстой родился в имении Ясная Поляна. Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Написал новую «Азбуку». Создал книги для чтения. Любил продолжительные прогулки, превосходно ездил верхом.

«Рассказ Толстого После бала» - В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Недоволен. Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?". Заключение. В описаниях. В рассказе выделяются следующие основные части: В языковых средствах. В системе образов.

Всего в теме 10 презентаций

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна,

более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -

можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. (Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх