Метод теста плюсы и минусы. Онлайн-тестирование

Главная задача психодиагноста при применении личностных опросников –– перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей: а) профессионалов; б) административно-управленческого персонала; в) консультируемого (клиента).

Краткая характеристика основных личностных опросников представлена в табл. 2.

Таблица 2

Основные личностные опросники

Название

Аннотация

Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент)

Тест-опросник Айзенка

А, В (адаптированные) и С; EPQ, PEN (добавлена шкала психотизма)

Теоретическое основание  соединение теорий И.П. Павлова и К. Юнга

Предмет диагностики  основные параметры индивидуальности

Шкалы  3: экстраверсия  интроверсия; нейротизм  эмоциональная стабильность; ложь

Процедура обработки :

1)получение сырого балла;

 57

Личностный опросник НЕО (NEO PI) Коста, Мак-Крей

Существующие формы (модификации)  3 варианта R-NEO-PI: форма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R), сокращенная форма (S NEO Five-Factor Inventory). Адаптация проведена В.Е. Орел, А.А., Рукавишников, И.Г. Сенин, Т.А. Мартин

Теоретическое основание  концепция «Большой пятерки» личностных факторов (Big Five)

Предмет диагностики : 5 глобальных факторов личности у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет

Шкалы  нейротизм (N), экстраверсия (E), открытость опыту (O), согласие (A), сознательность (C), помимо этого дифференцируются 6 параметров, лежащих в основе каждого из 5 факторов

Процедура обработки :

1) подсчет баллов по ключу;

2) перевод в стены;

3) построение профиля личности.

Количество вопросов (заданий)  240 утверждений и 3 контрольных задания

Тест-опросник Стреляу

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  дифференциально-психологическая концепция И.П. Павлова  Б.М. Теплова

Предмет диагностики - основные характеристики типа ВНД

Шкалы  3: уровень процессов возбуждения и сила по возбуждению; уровень процессов торможения; уровень подвижности

Процедура обработки :

1) получение сырого балла непосредственно после диагностики;

2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом

Количество вопросов (заданий)  134

Продолжение табл. 2

Тест-опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалов В. М.

Существующие формы (модификации)  2 формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет.

Теоретическое основание  концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их последователей

Предмет диагностики : индивидуально-психологических особенностей человека в виде 4-х комбинаций свойств темперамента: Первый тип – высокоэмоционально-активный, Второй тип – высокоэмоционально-пассивный. Третий тип – низкоэмоционально-активный. Четвертый тип – низкоэмоционально-пассивный

Шкалы  Эргичносгь (ЭР), Социальная эргичность (СЭр), Пластичность (П), Социальная пластичность (СП), Темп (Т), Социальный темп (СТ), Эмоциональность (Эм), Социальная эмоциональность (СЭм). Каждая из восьми шкал рассматривается как континуум темпераментального свойства. Дополнительно введена Контрольная шкала (К).

Для решения отдельных задач могут также вычисляться следующие 10 индексов темперамента человека: Индекс общей эмоциональности (ИОЭ), Индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД), Индекс общего темпа (ИОТ), Индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ/П/), Индекс уровня готовности к социальной деятельности (ИУГ/С/), Индекс предметной активности (ИПА), Индекс социальной активности (ИСА), Индекс общей активности (ИОА), Индекс активности дисбаланса (ИАД), Индекс адаптивности (ИА).

Процедура обработки : подсчет суммы баллов по ключу, каждое совпадение оценивается в 1 балл

Количество вопросов (заданий)  Опросник содержит 105 вопросов

Продолжение табл. 2

Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер)

Тест-опросник Кеттелла

Существующие формы (модификации)  А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С; модификации HSPQ для подростков от 12 до 16 лет, 14 факторов, 142 вопроса; CPQ для детей от 8 до 12 лет. Адаптация Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой, Н.А. Капустиным, А.А. Рукавишниковым, М.В.Соколовой.

Теоретическое основание  многофакторные теории личности.

Предмет диагностики - черты личности

Шкалы  16: аффектотимия  сизотимия; интеллект; сила  слабость «Я»; доминантность  конформность; сургенсия  десургенсия; сила  слабость «сверх-Я»; пармия  тректия; премсия  харрия; протенсия  алаксия; аутия  праксерния; искусственность  безыскусственность; гипотимия  гипертимия; радикализм  консерватизм; самодостаточность  социабельность; контроль желаний  импульсивность; фрустрированность  нефрустрированность

Процедура обработки :

1)получение сырых баллов;

3)построение профиля личности;

4)сравнение с существующими нормативами

Количество вопросов: в формах А и В 187, в форме С  105

Существующие формы (модификации)  ММИЛ (модификация Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик)

Теоретическое основание  является реализацией типологического подхода к изучению личности

Предмет диагностики - профиль личности

Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизоидность, гипомания, социальная интроверсия

Шкалы контрольные : ложь, аггравация, самооценка (лжи, достоверности, коррекции)

Процедура обработки :

    ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл;

    бальные оценки переводятся в стандартные;

    строится «профиль личности»

Количество вопросов : ММРI  550,ММИЛ  377, СМИЛ  566

Продолжение табл. 2

Контрольный перечень прилагательных Хоуга

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  идеографческий подход к диагностике личности, метод Q-сортировки

Предмет диагностики : личностные особенности

Шкалы  37 шкал: No – Общее количество отмеченных прилагательных, Fav – Количество благоприятных отмеченных прилагательных, Unfav – Количество неблагоприятных отмеченных прилагательных, Общ – Чувство общности, Достиж – Достижение, Дом – Доминантность, End – Выносливость, Пор – Порядок, Int – Самоанализ, Опека, Aff – Коммуникабельность, Гет – Гетеросексуальность, Эфф – Эффектность (умение подать себя), Aut – Автономия (независимость), Agg – Агрессивность, Cha – Изменчивость, Suc – Отзывчивость (готовность прийти на помощь), Aba – Беспомощность, Def – Почтительность, Crs – Потребность в консультировании (советах), S-Cn – Самоконтроль, S-Cfd – Уверенность в себе, P-Adj – Адаптивность, Iss – Идеальное Я, Cps – Креативность, Mls – Военное руководство, Mas – Мужественность, Fem – Женственность, CP – Критический родитель, NP – Опекающий родитель, A – Взрослый, FC – Свободный ребенок, AC – Адаптированный ребенок, A-1 – Высокая Origence и Низкая интелектуальность, A-2 – Высокая Origence и Высокая интелектуальность, A-3 – Низкая Origence и Низкая интелектуальность, A-4 – Низкая Origence и Высокая интелектуальность.

Процедура обработки :

1)получение сырых баллов по ключу;

2)перевод сырых баллов в стены отдельно для мужской и женской подгрупп по общему количеству отмеченных прилагательных;

3) занесение стенов на лист профиля.

Количество вопросов (заданий)  300 карточек с прилагательными, описывающими личностные характеристики

Продолжение табл. 2

Калифорнийский личностный перечень (CPI)

Существующие формы (модификации)  CPI-R (462 утверждения (194 утверждений вошли в состав опросника из MMPI) диагностирует 4 типа личности (альфа, бета, гамма и дельта) и 7 уровней самоактуализации.. Адаптация CPI проведена под руководством Н.А.Батурина.

Теоретическое основание  создан на основе Миннесотского многофакторного личностного опросника, однако, в отличие от него базируется не на основе клинических наблюдений, а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии.

Предмет диагностики : личностные характеристики

Шкалы  18 шкал объединены в 4 класса: Класс I. Измерение манеры держаться, властности, самоуверенности и межличностной адекватности: Do – Доминирование, Cs – Способность к статусу, Sy – Общительность, Sp – Социальный облик, Sa – Самопринятие, Wb – Чувство благополучия. Класс II. Измерение социализации, ответственности, внутренних ценностей и характера: Re – Ответственность, So – Социализация, Sc – Самоконтроль, То – Терпимость, Gi – Хорошее впечатление, Cm – Обычность. Класс III. Измерение потенциала достижения цели и интеллектуальной эффективности: Ас – Достижение через конформность, Ai – Достижение через независимость, Ie – Интеллектуальная эффективность. Класс IV. Измерение интеллектуальной и мотивационной направленности: Ру – Психологическая направленность, Fx – Гибкость, Fe – Женственность

Процедура обработки :

1) подсчет первичных оценок по ключу;

2) построение профильных оценок по шкалам опросника.

Количество вопросов (заданий)  480 утверждений (178 утверждений вошли в состав опросника из MMPI)

Продолжение табл. 2

Фрейбургский личностный опросник (FPI)

Существующие формы (модификации)  адаптирован

Н.Г. Колызаевой

Теоретическое основание  разработан на базе калифорнийского личностного опросника

Предмет диагностики : в отличие от CPI диагностирует не только позитивные, но и негативные, нежелательные свойства и проявления личности в общении

Шкалы  9 основных: нервозность-стабильность; эмоциональная незрелость, спонтанная агрессивность; депрессивность; фрустрированность, возбудимость; общительность; спокойствие, хладнокровие, выдержанность; реактивная агрессивность, авторитарность, стремление к доминированию; застенчивость, стеснительность; открытость-замкнутость.

3 дополнительные шкалы: экстраверсия-интроверсия, эмоциональная лабильность, мужественность-женственность.

Процедура обработки :

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)построение профиля

Количество вопросов (заданий)  212 суждений.

Патоха-рактерологи-ческий диагнос-тический опросник А. Е. Личко (ПДО)

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  теория акцентуированных типов К. Леонгарда, теория личности как системы отношений В.Н. Мясищева

Предмет диагностики - типы акцентуации черт характера

Шкалы (11) соответствуют эмпирически выделенным типам акцентуации характера: гипертимному, циклоидному, эмоционально-лабильному, астено-невротическому, сенситивному, психастеническому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчивому, конформному

Процедура обработки :

1)подсчет баллов в соответствии с ключом;

2)полученные результаты оцениваются по двум основным шкалам оценок: объективной и субъективной оценок;

3)рассчитываются предусмотренные в шкале объективной оценки дополнительные показатели (диссимуляции и откровенности), позволяющие оценить откровенность результатов

Количество вопросов (заданий)  25

Продолжение табл. 2

Характерологический опросник Леонгарда

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание

Предмет диагностики - типы акцентуаций

Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимный, возбудимый, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, неуравновешенный, дистимный, экзальтированный

Процедура обработки :

2)умножение сырого бала на коэффициент, специфичный для каждого типа акцентуаций;

Количество вопросов (заданий)  88

Опросник акцентуи-рованных черт личности Шмишека (ОАЧЛ)

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  типология акцентуаций К. Леонгарда

Предмет диагностики - типы акцентуаций

Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимическому, тревожному, дистимическому, педантичному, возбудимому, эмотивному, застревающему, демонстративному, циклотимическому, экзальтированному

Процедура обработки :

1)получение сырого балла непосредственно после диагностики;

2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом;

3)построение «профиля личностной акцентуации»

Количество вопросов (заданий)  88

диагнос-тический тест

Л.Т. Ямпольского (ПДТ)

Существующие формы (модификации)  нет

Теоретическое основание  интерпретация шкал связана со структурными моделями личности Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева

Предмет диагностики : черты личности

Шкалы  10 шкал первого уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность; 4 шкалы второго уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность

Процедура обработки :

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)сравнение с существующими нормативами

Количество вопросов (заданий) 174

Продолжение табл. 2

Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности

Семанти-ческий дифференциал Осгуда

Существующие формы (модификации)  модификации различаются по количеству шкал, от 15 в классическом, до 50. Модификации: графический семантический дифференциал Е.Ю Артемьевой, глагольный семантический дифференциал Е.Л. Доценко.

Теоретическое основание –– ситуационная актуализация личностных конструктов, учет оценочного компонента

Шкалы –– 15 биполярных шкал с противоположными по смыслу прилагательными

Предмет диагностики - эмоциональное отношение личности к объектам, субъективно-личностный смысл и т. д.

Для определения минимального количества измерений (шкал) семантического пространства объекта используется факторный анализ, обычно выделяют 3 фактора, соответствующих основным измерениям семантического пространства: оценка (Е), сила или потенция (Р), активность (А)

Процедура обработки - построение так называемого семантического пространства:

1)определить удаленность точки семантического пространства от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика, поляризация признака);

2)определить удаленность от начала координат (количественная характеристика, интенсивность);

3)количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула)

Суть методики : исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континиум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака

Количество вопросов (заданий) в зависимости от цели и задач исследования определяется набор объектов для шкалирования, устанавливается набор шкал

Окончание табл. 2

Техника репертуарных решеток

Теоретическое основание –– изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.) Конструкт-это «личностное образование», это истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл

Шкалы и количество вопросов (заданий) –– устанавливаются в зависимости от целей обследования (исследования) или выделяются в ходе проведения исследования

Процедура обработки :

1)выявить объекты и конструкты;

2)провести оценивание выявленных объектов по соответствующим конструктам;

3)создать матрицы оценок, обработать ее с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен.

Особое внимание следует обратить на то, что целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов

Диагностика черт личности, будучи универсальным инструментом для психолога, на практике требует выработки и применения продуманной стратегии, адаптивной (адресной) интерпретации.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла (16 PF)

Р. Кеттелл (R. B. Cattell; 1905-1998) –– американский психолог, профессор Иллинойского университета, а также университетов Стенли Холла и Кларка.

Считается основоположником тестологического движения, разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, перцептивных, интеллектуальных и др.). Является автором тест-опросника 16 PF.

История создания опросника

Р. Кеттелл исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математико-статистических приемов и результатов факторного анализа. Поэтому Р. Кеттелл говорил о факторах личности.

Первые версии опросника появились в 1949 году, в последующие годы они были переработаны на основании факторного анализа и анализа вопросов. В процессе усовершенствования шкал также уточнялись отдельные факторы и их психологическое понимание.

Стремление постичь личность в ее широте, т. е. зарегистрировать все формы поведения и все ситуации, в которых проявляются личностные свойства, привело Р. Кеттелла к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств (из словаря английского языка и трудов Г. Олпорта). Он сравнивал их между собой, исключая и соединяя, в результате чего с помощью факторного анализа получил 15 личностных факторов, к которым добавил 16-й-фактор интеллекта. Р. Кеттелл считал, что созданные и изучаемые им личностные свойства отражают всю структуру личности, и относил себя к сторонникам многофакторной теории личности.

Краткая характеристика опросника

Факторы личности автор разделяет на факторы 1-го и 2-го порядка. Биполярность (двухполюсность) фактора –– относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения, отсутствует между полюсами область неопределенных и нулевых значений.

Факторам присваивается два вида названий: технические и бытовые.

Технические названия предназначены для специалистов и связаны с научно установленным значением фактора.

Бытовые названия являются описательными и общедоступными определениями. Предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.

Одна из первых попыток полной компьютеризации и психометрической адаптации шестнадцатифакторного опросника Кеттелла была осуществлена А.Г. Шмелевым и В.И. Похилько.

Опросник имеет три формы: А, В, С.

Формы А и В содержат по 187 вопросов каждая, форма С –– 105 вопросов. На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен, не согласен, промежуточный ответ). К каждому фактору относится неодинаковое количество вопросов. Ответы отмечаются в бланке для ответов. Опросник обширный, занимает много времени и требует внимательного подхода со стороны испытуемых. Возможно индивидуальное и групповое предъявление этой методики.

Оценка результатов с помощью шаблонов делается просто: полученные результаты по каждому фактору приводятся в производные показатели (стены) с помощью таблицы. Система стенов устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции.

Возможности методики

Методика предназначена для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Р. Кеттеллом и его сотрудниками помимо двух основных форм опросника разработаны эквивалентные формы для лиц с разным образовательным уровнем; имеются варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное «патологическое» дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование. Опросник нашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностических исследованиях.

Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Не следует соглашаться на просьбы дать результаты эксперимента или собеседования в письменном виде. Письменная характеристика по результатам заказанного психодиагностического обследования –– это особая тема. Краткое изложение требований к психодиагностическому заключению представлено в Прил. 1.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть предположения о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, например, вводить соревновательный момент, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала и т. д.).

Очень высокая мотивация, заинтересованность в «хороших» результатах часто встречается при профотборе. Ее влияние может быть столь велико, что изменит всю «картину» целиком, а корректировочные шкалы и приемы будут малоэффективны.

Инструктирование испытуемых

Перед началом исследования испытуемым дается примерно следующая инструкция.

«Это исследование имеет целью определить некоторые свойства Вашей личности. Вам будет предложен ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, в, с). Отвечать следует так:

    сначала прочтите вопрос и варианты ответов к нему;

    затем выберите один из трех вариантов ответов, отражающий Ваше мнение;

    отметьте индекс выбранного Вами ответа на листе ответов.

Старайтесь придерживаться следующих правил:

1) не тратьте много времени на обдумывание ответов, давайте тот ответ, который первым приходит на ум;

2) отвечать нужно как можно точнее, старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточному ответу, выбирайте его только тогда, когда не можете ответить иначе;

3) давайте ответ на каждый вопрос в той последовательности, в которой они расположены, не пропускайте ни одного вопроса;

4) отвечайте как можно более искренне, здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных», не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности».

Внимание! Перед проведением диагностики ознакомьтесь с основными этическими нормами деятельности психолога, представленными в Прил. 2.

Оценка персонала была и остается одним из важнейших элементов системы управления персоналом: без оценки невозможно обойтись ни при подборе персонала, ни при аттестации, создании кадрового резерва, ротации кадров. Часто от эффективности оценки персонала зависит эффективность работы всей HR-системы. Эффективность же оценки персонала напрямую зависит от адекватности используемых методов и подходов. Всегда ли тестирование, столь модное в начале 90-х годов, является тем самым адекватным методом?

В свое время, когда HR-менеджмент в нашей стране делал первые шаги, большинство менеджеров по персоналу набиралось из психологов, которые напрямую перенесли с собой в новую область деятельности привычные по научной деятельности методы работы - тесты. Это вполне понятно - ничего другого в те времена не знали и не умели, информация о западных технологиях работы с персоналом просачивалась «в час по чайной ложке», свои методики наработаны еще не были.

Чтобы поддержать свой авторитет и не потерять работу, некоторые психологи при приеме на работу давали кандидатам на заполнение батареи клинических тестов по 300–600 вопросов каждый. Впечатление, конечно, такой отбор производил неизгладимое. Как на кандидатов, так и на работодателей. Да и на самих «менеджеров по персоналу». К тому же на выходе - «объективные» данные. Видимо оттуда и берет начало миф о всесилии тестов.

К сожалению, это только миф. Применение тестов в научных целях имеет ряд ограничений, применение же тестирования в бизнесе ограничено вдвойне.

Традиционно к достоинствам тестирования относят стандартизированность методик, наличие нормативного результата, его воспроизводимость. Считается, что данные, полученные при тестировании, являются объективными. Также на многих руководителей производит впечатление наукообразность процедуры оценки в случае тестирования.

Однако почти все эти достоинства имеют «обратную сторону медали». Начнем со стандартизованности. Далеко не все методики, используемые менеджерами по кадрам, являются действительно стандартизованными (проверенными на большой, референтной выборке, подтвердившей, что для людей с одинаково выраженной тестируемой чертой результаты теста будут одинаковыми), очень часто в кадровой работе используются любительские и научно-популярные тесты. Более того, стандартизация сама по себе еще не является гарантией качества: как правило, тесты проходят стандартизацию на студентах, а никто не может гарантировать что норма, скажем, тревожности у студентов, бухгалтеров и, например, таможенных брокеров будет одна и та же.

Объективность данных, полученных путем тестирования, также может быть подвергнута сомнению. Большинство тестов, используемых в оценке персонала, являются опросниками, далеко не все из них снабжены шкалой лжи. Основная масса этих опросников была сконструирована в исследовательских целях, тестирование проходило добровольно, либо по инициативе обследуемого, поэтому шкала лжи не предусматривалась, или была слабо защищена: обследуемым незачем было лгать. Поэтому для человека с высшим образованием (а значит достаточно высоким уровнем интеллекта) «обойти» такой тест - не проблема, особенно если от успешности прохождения теста зависит, примут ли его на перспективную работу.

Кроме того, громоздкие опросники требуют много времени на заполнение, обработку и интерпретацию. Естественно, что человек, тратящий много времени и труда на заполнение тестов, начинает испытывать раздражение по отношению к компании и людям, подвергшим его такому «испытанию». Как следствие - портится имидж фирмы, снижается лояльность сотрудников.

По большому счету, психологическое тестирование в кадровой работе имеет смысл в двух случаях: при оценке профессиональной пригодности специалистов ряда областей, предъявляющих особые требования к познавательным функциям (внимание, память, мышление, эмоциональная сфера и др.) профессионала (бухгалтер, диспетчер, пилот и др.) и при большом потоке (массовый набор или аттестация однотипных специалистов), когда необходима скорость оценки и большое значение приобретает возможность сравнивать результат.

В то же время, многие характеристики, пользующиеся большим спросом на рынке труда (корпоративность, лояльность, конструктивность, ориентация на клиента и пр.) не могут быть достоверно выявлены с помощью тестов. А уж определить, впишется ли кандидат в организационную культуру компании никакими методиками, кроме наблюдения и беседы определить не возможно. К тому же далеко не всегда можно установить прямую связь между наличием у кандидата определенных психологических качеств и его профессиональной успешностью, а отсутствие ряда профессионально важных качеств может быть скомпенсировано опытом и индивидуальным стилем деятельности. Вообще, зацикленность на выявлении предустановленного набора характеристик ограничивает спектр информации, который можно получить в ходе обследования.

В целом, применение тестов-опросников требует от менеджера по персоналу меньшей компетентности в области психологии, чем проективные методики, наблюдение и интервью, поскольку результаты тестирования как метода минимально зависит от мастерства исследователя. Однако, отсутствие должной компетентности может привести к тому, что измеряется не то, что планировалось из-за неадекватного выбора метода. Часто применяется тот тест, которым исследователь хорошо владеет или привык пользоваться, а не тот, который соответствует ситуации. Многие, наверное, сталкивались с тем, что клинический тест MMPI, созданный для выявления тяжелых психических патологий из области большой психиатрии, применялся для отбора и оценки менеджеров, торговых представителей, страховых агентов, банковских служащих. Даже если отвлечься от вопросов этики, адекватность применения этого метода вне клиники вызывает, мягко говоря, большие сомнения. А уж использование теста Роршаха (еще более сложный проективный клинический тест, одно овладение которым занимает несколько лет) в маркетинговых фокус-группах (представьте себе, бывает и такое) вызывает просто шок. Как показывает практика, гораздо более адекватных и информативных результатов при оценке профессионализма можно добиться с помощью специально составленных, структурированных интервью, кейс-метода и ассессмент-центра.

По разнообразию предоставляемой информации тестирование как метод значительно проигрывает и таким методам как беседа и наблюдение. При всей своей кажущейся простоте, бесхитростности, необъективности и «ненаучности» получасовая беседа может дать опытному психологу или менеджеру больше информации о человеке, чем получасовое тестирование.

Тем не менее, существует три основных категория тестов, которые могут с успехом использоваться кадровой службой. Это проективные, профессиональные и когнитивные тесты. Проективные тесты дают массу разнообразной информации о человеке, не требуют много времени для прохождения, и их весьма сложно «обмануть», поскольку эти методики скорее апеллируют к бессознательному, мало соприкасаясь с нашими сознательными установками и убеждениями. Именно поэтому проективные методики, кроме всего прочего, лучший метод для определения серьезных психических патологий органического характера, которые могут не выявляться в наблюдении и беседе. Когнитивные тесты позволяют оценить особенности познавательных функций: распределение внимания, стрессоустойчивость, скорость реакции и т. п. Профессиональные тесты, как правило, не являются собственно психологическими. Они позволяют оценить уровень профессиональных знаний специалиста.

В заключении хотелось бы напомнить, что данные тестирования, а также отказ от прохождения тестирования, по действующему законодательству, не могут являться причиной отказа в рабочем месте претенденту или работнику.

По материалам «Новые рынки»

Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.

В данном разделе под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:

1) стандартизацией условий и результатов . Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием;

2) оперативностью и экономичностью . Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени на сбор данных;

3) количественным дифференцированным характером оценки . Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;

4) оптимальной трудностью . Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента (или пилотажа). Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным, и его оставляют в тесте;

5) надежностью. Это, наверное, самое главное достоинство тестов в образовательной психодиагностике. Лотерейный характер современных экзаменов с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг провалиться резко сокращается;

6) справедливостью . Является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. Наиболее сильно субъективизм экзаменатора проявляется, как известно, не в трактовке уровня решенности задачи (не так просто назвать черное белым, решенную задачу – нерешенной), а в тенденциозном подборе заданий – своим полегче, чужим – труднее. Тесты обеспечивают важнейшую функцию школы как социального фильтра – функцию «социально-профессиональной селекции». То, насколько справедливой оказывается подобная селекция, имеет гигантское значение для развития общества. Поэтому так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного применения тестов, ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе;

7) возможностью компьютеризации . В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования (например, при адаптированном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования). Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание мощных информационных банков тестовых заданий, позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.

Во многих странах внедрение метода тестов (равно как и сопротивление этому внедрению) тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение хорошо технически оснащенных тестовых служб в образование – важнейший инструмент в борьбе с коррупцией, поражающей правящую элиту (номенклатуру) во многих странах. На Западе тестовые службы работают независимо от выпускающих (школы) и принимающих (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которым он может отправляться в любое учреждение. Эта независимость службы тестирования от выпускающих и принимающих организаций является дополнительным фактором демократизации процесса селекции профессиональных кадров в обществе, дающая талантливому и просто работоспособному человеку лишний шанс проявить себя.

2. Недостатки метода тестов

Метод тестов обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию, такими как:

1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок . Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей в то, что тест должен сработать правильно автоматически, порождает иногда тяжелые ошибки и казусы: испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник сдвиг в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. Пользователь не должен подходить к тесту с магической установкой, будто этот волшебный черный ящик должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека;

2) опасность профанации . Не секрет, что внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, не пригодных ни к какому квалифицированному труду. Оснастившись тестами, им самим непонятного качества, но с громкими рекламными названиями, профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. Все проблемы предполагается решать с помощью 2–3 тестов – на все случаи жизни. К количественному тестовому баллу приклеивается новый ярлык – заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Примером такой профанации может служить повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. Недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку;

3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность . Тест – самый общий ранжир, под который подгоняют всех людей. Возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует, особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест – задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю;

4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность . Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем не восполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов ограничено именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности. Во всяком случае отдельные стандартизированные творческие тесты имеют дело с весьма абстрактным материалом, а тесты достижений (знаний), адаптированные на жизненно важном материале (профессионально релевантном), как правило, выполнены в форме стандартного набора заданий с заданным ответом;

6) отсутствие доверительной обстановки . Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях. Диалогические методы (беседа, игра) в этом плане имеют несомненные преимущества: непосредственно общаясь с испытуемым, квалифицированный психолог может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту;

7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность . Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой диагностики (и образовательно-профессиональной, и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). Таким образом, место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Спокойное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения ним.

Большинство учеников в процессе изучения английского будут проходить проверку знаний: TOEFL, IELTS, школьные экзамены и т.д. Тесты - способ довольно быстро и легко проверить большой объем информации, и, как любой тип проверки, помогает психологически подготовить ученика к предстоящим экзаменам. Также тест - статистическое доказательство прогресса ученика,так как здесь он получает четкий результат, например, 80% из 100.

В то же время следует учесть, что тесты подходят для проверки далеко не всех языковых навыков, в первую очередь главного - говорения. Кроме этого тесты дают представления скорее о пассивных, чем активных знаниях ученика. Многие, например, без проблем выбирают в тесте правильные глагольные формы, в то же время неправильно их используют в общении и письме.
В статье рассмотрим различные виды тестовых заданий, их преимущества и недостатки, а также для проверки каких навыков они лучше всего подходят.

Типы тестовых заданий:

  • Multiple choice
  • Transformation
  • Gap-filling
  • Matching
  • Cloze
  • True / False
  • Open questions
  • Error correction

1. Multiple choice

Choose the correct word to complete the sentence.
I ….. tennis every Sunday morning.

  • playing
  • play
  • am playing
  • am play

Суть задания: ученик должен выбрать среди несколько вариантов правильный ответ.
Подходят для проверки: грамматики, лексики, чтения и аудирования.
Преимущества:
– самый быстрый способ протестировать большой объем информации
– подходят для подготовки учеников к стандартизованным тестам
Недостатки:
– создание качественных тестов с множественным выбором занимает немало времени.

2. Transformation

Complete the second sentence so that it has the same meaning as the first.
We paid some people to landscape the garden for us last year.
had
We _____________________________________ last year.

Суть задания: ученик должен переделать предложение используя определенное слово.
Подходит для проверки: грамматических форм

3. Matching

Суть задания: ученик сопоставляет пункты с одной колонки с соответствующими пунктами с другой. Это могут быть индивидуальные слова, слова и их определения, части предложения, картинки и слова и т.д.
Подходят для проверки: лексики
Преимущества:
– уменьшают «тестовый стресс» ученика, так как есть опора для ответов
Недостатки:
– не всегда предоставляют четкую картину о знаниях ученика. Даже если ученик не знает правильного ответа, у него есть шанс угадать. Эту проблему можно решить, если включить во вторую колонку больше слов или картинок чем в первой.
– одна ошибка может «подвинуть» все задание и оно будет выполнено неправильно

4. Completion (fill in the blank tests, cloze tests)

Complete the text by adding a word to each gap.

Word Bank: feast, turkey, parade, football, cranberry, pumpkin pie, thanks

Thanksgiving is a special time of year when families come together and give ___ for all they have.
There is a popular ___ in New York, and you can also enjoy the ___ games on TV.
Thanksgiving dinner is a ___ that includes ___, potatoes, ____ sauce and much more.
There are also many desserts after Thanksgiving dinner, including the most popular ___.

Суть задания: ученик заполняет пропуски в предложениях.
Подходит для проверки: грамматики и лексики

5.True / False

Decide if the statement is true or false.
The currency of the USA is the dollar. T/F

Суть задания: каждый вопрос являет собой утверждение. Ученик должен определить правильно оно или нет.
Подходит для проверки: чтения и аудирования.
Преимущества:
– очень быстро и легко проверяются
Недостатки:
– в таком типе задания ученик может выбрать неправильный ответ не из-за незнания темы, а обычной невнимательности к каким-то деталям
– не всегда указывают на пробелы в знаниях, так как ученик имеет 50% шансов удачно угадать. Эту проблему можно решить с помощью дополнительного задания – ученик должен не просто отметить неправильные утверждения, но и исправить их.

6. Open questions

Answer the questions.
Why did John go to the shop?

Суть задания: ученик дает письменные ответы на вопросы
Подходит для проверки: всех языковых аспектов.
Преимущества:
– проверяет, насколько хорошо ученик может использовать знания, а не только то, сколько информации он заучил.
Недостатки:
– требует больше времени для проверки
– проверка более субъективна, чем при других видах тестовых заданий. Один преподаватель может быть согласен с выбором слов ученика, другой – нет. Эту проблему можно решить с помощью word bank – набора лексики, которую ученики могут использовать при ответе. Желательно предоставить ученикам больше вариантов, чем требуется в ответе. Например, если в тесте 20 вопросов, word bank может содержать 30 слов.

Error Correction

Find the mistakes in the sentence and correct them.
I would rather to work from home than come to the office.

Суть задания: ученик должен найти и исправить ошибки в предложении. Ошибками могут быть лишние слова, неправильные формы глаголов, пропущенные слова и т.д.
Подходит для проверки: грамматики, лексики, чтения и аудирования

Подводя итоги следует заметить, что к главным плюсам тестов относится то, что это - структурированный и объективный способ быстро проверить большое количество информации.
Главный минус - тесты не подходят для проверки главного аспекта изучения - коммуникации. Поэтому для полноценной проверки уровня владения языком тестовые задания следует комбинировать с такими формами проверки, как эссе и устное собеседование.

Компьютерное тестирование – недавно возникшее направление психодиагностических исследований (обследований), связанное с использованием средств электронно-вычислительной техники. Появление компьютерной психодиагностики обусловлено развитием информационных технологий. Попытки автоматизировать предъявление стимульного материала испытуемому и последующую обработку результатов предпринимались начиная с 30-х гг. XX в. Но лишь с 70-х гг. начинается подлинное развитие компьютерной психодиагностики в связи с появлением персональных компьютеров. С 80-х гг. компьютерные тесты разрабатываются в массовых масштабах. Сначала как компьютерные версии уже известных бланковых методик, а в 90-е гг. как специальные методики, учитывающие возможности современной техники и неупотребимые в бланковом виде, поскольку рассчитаны на сложный, изменяющийся в пространстве и времени стимульный материал, специфическое звуковое сопровождение и т. п. Начало XXI века отмечено тем, что все чаще управление тестированием передается компьютеру. Если в прошлые годы автоматизировались отдельные стадии исследования, например предъявление материала (очень удобно использовать компьютер вместо тахис-тоскопа), обработка данных (особенно громоздких в обработке тестов типа MMPI, 16PF, социометрии), интерпретация результатов (тест Люшера), то на современном этапе все чаще можно встретить программы, которые берут на себя все обследование целиком, вплоть до постановки диагноза, что сводит необходимость присутствия психолога к минимуму. И в этом есть свои плюсы и минусы.

Безусловными достоинствами компьютерных тестов (КТ) являются: быстрое проведение; высокая скорость и безошибочность обработки; возможность безотлагательного получения результатов; обеспечение стандартных условий тестирования для всех испытуемых; четкий контроль процедуры тестирования (невозможен пропуск вопросов, при необходимости может быть фиксация времени каждого ответа, что особенно важно для тестов на интеллект); возможность исключения психолога как дополнительной переменной (что имеет особое значение при проведении экспертизы); наглядность и занимательность процесса (поддержка внимания с помощью цвета, звука, игровых элементов, что особенно важно для обучающих программ); легкая архивация результатов; возможность объединения тестов в батареи (пакеты программ) с единой итоговой интерпретацией; мобильность экспериментатора (весь инструментарий на одной дискете); возможность проведения массовых исследований (например, через Интернет).

Недостатки компьютерных тестов: сложность, трудоемкость и дороговизна разработки программ; необходимость дорогостоящей компьютерной техники; сложность использования ЭВМ в полевых условиях; необходимость специального обучения испытуемого работе с КТ; трудности работы с невербальным материалом, особая сложность перевода в компьютерную форму проективных тестов; отсутствие индивидуального подхода к тестируемому (потеря части психодиагностической информации, получаемой в беседе и наблюдении); латентность этапов обработки и интерпретации данных (качество этих процедур полностью зависит от разработчиков программ). У некоторых испытуемых при взаимодействии с компьютером могут возникать эффекты «психологического барьера» или «сверхдоверия» . Поэтому данные о валидности, надежности и репрезентативности бланковых тестов не могут быть автоматически перенесены на их компьютерные аналоги, что ведет к необходимости новой стандартизации тестов.


Недостатки КТ вызывают настороженное отношение к ним психологов. Мало используются КТ в клинической психологии, где цена ошибки слишком высока. Л. С. Выготский выделял три уровня психодиагностики: симптоматический (выявление симптомов), этиологический (выявление причин) и типологический (целостная, динамическая картина личности, на основе чего строится прогноз) . Компьютерная психодиагностика на сегодняшний день находится на низшем уровне – уровне симптоматического диагноза, практически не давая материала для выявления причин и вынесения прогноза.

Но, по-видимому, КТ имеют большое будущее, где наверняка многие из перечисленных недостатков компьютерной психодиагностики будут решены благодаря дальнейшему развитию электронной техники и совершенствованию психодиагностических технологий. Залогом такого оптимизма является нарастающий интерес науки и практики к компьютерной диагностике, в арсенале которой уже сейчас имеется свыше 1000 КТ .

Если попытаться классифицировать ныне существующие КТ, то можно выделить следующие их виды:

1. По структуре

а) аналоги бланковых тестов;

б) собственно КТ.

2. По количеству тестируемых

а) КТ индивидуального тестирования;

б) КТ группового тестирования (для одновременной подачиидентичного материала на компьютерах, объединенных влокальную сеть).

3. По степени автоматизации тестирования

а) автоматизирующие один или несколько этапов обследования;

б) автоматизирующие все обсследование.

4. По задаче

а) диагностические КТ;

б) обучающие КТ (тесты-тренажеры, развивающие программы).

5. По адресату

а) профессиональные психологические;

б) полупрофессиональные;

в) непрофессиональные (развлекательные).

Пользователем профессиональных КТ является психолог, поэтому они разрабатываются специализированными лабораториями или центрами компьютерной психодиагностики (из числа которых стоит упомянуть центр «Гуманитарные технологии» в Москве, ЗАО «Иматон-М», лабораторию клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге и др.). Эти тесты имеют ряд специфических особенностей: 1) наличие архива (базы данных); 2) наличие пароля на вход в тест или базу данных для обеспечения конфиденциальности результатов; 3) развернутая интерпретация результатов с использованием профессиональных терминов, коэффициентов, с построением графиков (профилей); 4) наличие информации о разработчиках методики, сведений о валидности и надежности, справочных материалов о лежащих в основе методики теоретических положениях. Полупрофессиональные КТ ориентированы на специалистов смежных профессий, например на педагогов, менеджеров по персоналу. Такие тесты зачастую снабжены редуцированной интерпретацией без использования специальной лексики, просты в освоении и работе. Тесты подобного уровня могут быть предназначены и для неспециалиста, рядового пользователя персонального компьютера, интересующегося психологией. Наконец, существует также большое число непрофессиональных КТ, направленных на популяризацию психологических идей или преследующих развлекательные цели.

Пользуясь профессиональными или полупрофессиональными КТ, необходимо соблюдать те же этические принципы, что и при бланковом тестировании. Важно не распространять результаты тестирования и защищать свои файлы паролем, особенно если у компьютера несколько пользователей. И главное – «не сотворить себе кумира». Помнить, что КТ является только средством, только помощником и имеет свои границы применения (знанием чего профессиональный психолог отличается от шарлатана от психологии).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх