Кудрин николай михайлович биография. Николай кудрин - ноты для голоса, фортепиано, баяна

Композитор, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств России.

У песен Николая Кудрина - известного сибирского композитора, подвижника и пропагандиста русской песни - счастливая судьба: их в свое время подхватила вся страна, сделав подлинно народными.

Тяга к музыке у него проявилась с раннего детства. В семье музыкантов не было, Николай же в шестилетнем возрасте с помощью соседей научился играть на гармошке. И отцу пришлось покупать ему инструмент, выделив для этого два пуда пшеницы из своего небогатого крестьянского хозяйства. Жили они тогда в селе Вассино Тогучинского района. И гармошка эта в руках мальчугана, не имевшего никакого понятия о музыкальной грамоте, вдруг радостно и звонко запела на деревенских свадьбах и праздниках.

Когда Николаю было десять лет, семья переехала в Новосибирск. В военные годы мальчик ходил на занятия в школу народного творчества, везя на саночках укутанную в телогрейку гармошку. Здесь он освоил баян, ставший для него любимым музыкальным инструментом на всю жизнь. В 14 лет Николай поступил на подготовительные курсы воинов-десантников, прыгал с парашютом. За год до окончания войны отправился юнгой на Тихоокеанский флот, где прослужил пять лет.

"Деревенька моя" исп. Ольга Воронец Слушать

"Хлеб всему голова" исп. Ольга Воронец

Её автор и ведущий народный артист России Виктор Татарский проникновенно и доверительно - в манере, не терпящей суеты, читает письма слушателей с житейскими историями, рассказами о судьбах, с воспоминаниями о песнях... А откликом на каждое письмо звучит песня или мелодия, которая, быть может, ещё ни разу не была в эфире... И, порой, так происходит, что разыскать в фонотеке радио музыкальные произведения, о которых вспоминают слушатели, не представляется возможным. Тогда Виктор Витальевич Татарский обращается к помощникам передачи - коллекционерам грамзаписей с просьбами о поиске раритетных фонограмм. Об истории розыска одной из таких записей и пойдёт речь на этой странице сайта.

Почта доставила на «Радио России» письмо, в котором содержится воспоминание о песне «Деревенька моя» композитора Николая Кудрина. В самом начале 1970-х годов Николай Михайлович Кудрин подарил эту песню народному хору из рабочего посёлка Сузун Новосибирской области, с которым сотрудничал. И Сузунский хор стал первым исполнителем «Деревеньки». С этой песней хор представлял Новосибирскую область в Москве на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности, посвящённом 50-летию образования СССР. В 1974 году в исполнении Сузунского русского народного хора песня «Деревенька моя» была впервые записана на грампластинку, а три года спустя эта запись вошла в программу ещё одного винилового диска-гиганта - «Сибирский сувенир», представлявшего лучшие творческие коллективы и вокалистов Новосибирской области.

Песня «Деревенька моя» стала широко известна и популярна; её поют и поныне... Однако, когда «Радио России» потребовалась фонограмма Сузунского русского народного хора, оказалось, что грампластинки, на которых она была издана - филофоническая редкость. Пластинок не нашлось ни у крупнейших в России коллекционеров грамзаписей, ни в самой фирме «Мелодия» (даже магнитофонная плёнка с песней не сохранилась у издателя), нет искомых пластинок и в обширном аудиофонде Российской Государственной библиотеки... Запись песни искали не только в Москве, где сосредоточены крупнейшие фонотеки страны, но и на родине хористов - в Новосибирской области при активном содействии сотрудников Новосибирского государственного областного Дома народного творчества и журналиста ГТРК «Новосибирск» Надежды Соколовой:

В интервью информационной программе «Вести Новосибирск», фрагмент которого вошёл в телесюжет, участницы первого состава Сузунского русского народного хора Галина Егоровна Ильичёва и Надежда Константиновна Строганова поведали о том, что «когда композитор Николай Кудрин написал песню "Деревенька моя", руководители хора с удовольствием взяли её в репертуар - всем песня очень понравилась. Ведь, в ней и мелодия, и стихи прекрасные... Когда поёшь "Деревеньку...", кажется, что слова песни словно из глубины души звучат - в песне всё и просто и, в то же время, очень образно, ёмко, напевно... Замечательная песня, ставшая визитной карточкой Сузунского хора!

Появился хор в 1968 году благодаря заслуженной артистке России Александре Ивановне Поповой, а также Павлу Захаровичу Полевахо и Борису Николаевичу Назарову. С нашим хором около двух лет братья Геннадий и Александр Заволокины работали - их творческий путь начинался в Сузуне. Это было ещё на рубеже 60-х - 70-х годов. Они преподавали в музыкальной школе и работали аккомпаниаторами в хоре. Заволокиных сразу видно было, что это профессионалы своего дела, очень талантливые ребята! Песни Геннадия Заволокина мы тоже пели: "Ой, какая за деревней тает в небе синева. Ой, какие задушевные у милого слова..."

В то время хор часто выступал на песенных смотрах и был одним из лучших хоров Сибири; дважды становился лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности; выезжал на гастроли не только по Советскому Союзу, но и за рубеж: мы пели в Чехословакии, Югославии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Португалии и даже в Японии! Сузунский хор давал более ста концертов в год; ему присвоили почётное звание народного коллектива. Помимо нас, хористов, в коллективе были танцевальная группа и оркестр русских народных инструментов!

Но времена меняются... Хор и сейчас есть - молодёжь в нём поёт, но репертуар другой. Мы не сожалеем об этом, просто, хор в несколько ином направлении развивается. Да и время нынче другое...»

После выхода в телеэфир сюжета о поиске пластинок Сузунского русского народного хора, как сообщила сайту «сайт» его автор Надежда Соколова, в редакцию «Вестей Новосибирска» последовали десятки откликов - звонили зрители, в домашних фонотеках которых сохранились грампластинки Ольги Воронец, Нины Пантелеевой, других артистов и коллективов с записью «Деревеньки», но только не в исполнении Сузунского хора! И лишь сотрудники Новосибирской государственной областной научной библиотеки смогли найти редчайшую запись: в фондах библиотеки сохранились обе разыскиваемые пластинки с песней «Деревенька моя» в исполнении Сузунского русского народного хора. Об этом и рассказала в новом сюжете журналист:

Композитор Николай Кудрин вспоминал о том, что «Деревеньку» написал во время поездки с концертами в Кыштовский район Новосибирской области. Увидел в местной газете стихи Владимира Гундарева и песня родилась буквально сразу - настолько напевны были сами стихи...

Предваряя выпуск радиопередачи «Встреча с песней», в котором Виктором Татарским будет прочитано письмо о песне «Деревенька моя» и прозвучит запись Сузунского русского народного хора, сайт «сайт» впервые в интернете публикует редчайшую фонограмму песни:

«Деревенька моя»

(Николай Кудрин - Владимир Гундарев)

Сузунский русский народный хор

Николай Кудрин. Судьба и песни.

Песни Николая Михайловича Кудрина знакомы уже нескольким поколениям и не только по грамзаписям: счастливая судьба у песен сибирского композитора - их любят и поют по всей стране, нередко считая народными... «Когда Николай Михайлович сочинял музыку "Деревеньки", то он село Вассино Тогучинского района, в котором родился, представлял!» , - рассказывает супруга композитора Наталья Кудрина-Столярова, - «Помню, в зарубежной поездке были. Едем в автобусе из Румынии в Болгарию. Вдоль дороги мелькают деревья... И вдруг на просторе красивая деревенька открывается взору... Тут все как один, не сговариваясь, запели песню "Деревенька моя"... Кто слова подзабыл, я напоминала... Сейчас, когда одна бываю дома, слушаю записи "Деревеньки" или сама напеваю - это моя любимая песня!» .

Наталья Андреевна, Вы создавали обложки песенников Николая Кудрина, в том числе нотного сборника с названием «Деревенька моя»...

Это 76-й год... Нашему сыну Коле месяцев пять было и по ночам, когда он засыпал, я рисовала обложку. Но первоначально название сборника было по другой известной песне Николая Михайловича - «Хлеб - всему голова». Помню, пришли к главному художественному редактору Западносибирского издательства Виталию Минько показать вариант обложки: на вишнёвом фоне орнамент «огуречного цвета»; как бы приоткрытая сцена, виднеется пшеничное поле - колоски и вдали домик... А Виталий Порфирьевич, вдруг, говорит: «Давайте, назовём сборник "Деревенька моя" - эту песню знают лучше, чем "Хлеб - всему голова"!» И тогда я в другой - зелёно-бирюзовой гамме обложку сделала, а вспоминая слова песни: «...в веснушках черёмух стоишь над рекой...», нарисовала белые лепестки, словно снежинки падают и орнамент... Получилось, как будто артисты в кокошниках стоят. Узоры сделала и отражение в воде, серединку которого стилизовала под колоски. Получилось и декоративно, и красиво, и по-народному!

Я архитектор по образованию, работала в Новосибирском государственном проектном институте. А страсть моя - рисовать, создавать орнаменты! Поэтому, вечерами и по ночам часто рисовала: наброски, эскизы делала, книги оформляла - сказки для детей. Книжки «Дюймовочка», «Морозко», «Серебряное копытце» с моими рисунками несколько раз переиздавались; за оформление этих книг имею награды! А ещё костюмы артистам создавала. В тёмно-синих бархатных платьях, сшитых по моим эскизам, Сибирский хор пел. И Людмиле Зыкиной платье также по придуманному мною эскизу сшили. Певица в нём выступала! Людмила Георгиевна была дружна с Николаем Михайловичем Кудриным, гостила у нас. Помню, она попросила нарисовать ей платье, но только такое, чтобы не полнило её фигуру. Зыкиной понравился насыщенный, глубокий изумрудный цвет и изображение кисти рябины на груди и на плече... И юбка тоже с изображением рябины... А сама певица как-то мне призналась в том, что получает истинное наслаждение, если удаётся заняться вышиванием - говорила о том, что очень вышивать любит...

Песни Николая Кудрина пели Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Нина Пантелеева, Галина Меркулова, Галина Белаш, Татьяна Хохлова, Сибирский и Сузунский русские народные хоры, ансамбль «Ваталинка» и ещё многие и многие артисты. Знаю, была у Николая Кудрина и собственная вокальная группа...

Бригада творческая была, концерты которой назывались, как и радиопередача - «Встреча с песней». Вполне возможно, что эта передача как раз и послужила идеей названия концертной программы (Николай Михайлович очень любил слушать радио!). Пели в группе Валентина Авдеенко-Михайлова, Галина Юдина, Галина Меркулова, Ольга Кулагина. По городам и весям сибирским выступали. А я афиши им рисовала, красивые костюмы певицам придумывала!..

- А в гастрольные поездки с Николаем Михайловичем отправлялись?

Обычно, напеку пирогов и спешу с гостинцами провожать артистов на гастроли! Старалась и Николаю Михайловичу помогать - у него, ведь, ещё с фронтовых лет правое плечо побаливало и я помогала ему баян нести... В поездках с ним была - это незабываемо! Помню, после одной из них так впечатлилась концертом, что, пока обратно ехали в электричке, всё заметки делала в тетрадке, чтобы ничего не забыть. А потом статью в газету написала, назвав её «Встреча с песней», в которой рассказала о том, что меня более всего поразило. Казалось бы: изнурительная поездка - бездорожье, неизбежная усталость... И наши артистки - обыкновенные люди... Но когда после этой долгой дороги выходили на сцену в нарядных костюмах - волшебство происходило - так они преображались, словно и не было утомительного пути, словно нет усталости! А главное, какой зритель! В дальние деревеньки приезжали - пока доберёшься, уже и поздний-поздний вечер... Но зрители в, порой, холодных, плохо отапливаемых клубах ждали нас, не расходились по домам - и с малыми детьми сидели на неудобных деревянных скамьях в ожидании встречи с Николаем Кудриным и его песнями...

«Сапожки русские»

(Николай Кудрин - Александр Щербань)

Нина Пантелеева

- Наталья Андреевна, а как произошло Ваше знакомство с Николаем Михайловичем Кудриным?

Николай Михайлович старше меня на 17 лет. Когда он вернулся в Новосибирск после службы на флоте, я только родилась... А встретились, когда мне 19 лет было - в то время я на первом курсе Архитектурного института училась... Меня баба Маша воспитывала - приёмная мама - Мария Алексеевна Столярова, она и дала мне свою фамилию. Жили мы в доме на Привокзальной площади в одном подъезде с артистами знаменитого на всю страну вокального дуэта Юрием Притулой и Иваном Кругловым. Жили дружно, в гости друг к другу ходили, даже зарядку вместе делали! А потом Юрий Никифорович с семьёй уехал в Ростов-на-Дону - его пригласили в этот город работать в театре.

Помню, октябрь месяц был и яркое солнышко светило. Баба Маша попросила меня сходить за хлебом. А я любила быстро по ступенькам бегать! И вот, спускаюсь по лестнице и на втором этаже буквально натыкаюсь на симпатичного, немножко полноватого в охристо-коричневой курточке и серебристом как у Швейка головном уборе мужчину... Вскрикнула от неожиданности: «Ой, извините!» Он улыбнулся - до сих пор эта улыбка в моей душе, поздоровался и угостил шоколадными конфетами - целую ладонь конфет протянул! Обратила внимание на его глаза - красивые серо-голубые глаза (у меня, ведь, тоже глаза голубые!).

Баба Маша была старшей по дому и как-то попросила меня собрать по квартирам деньги для уборщицы. Стучусь в 11-ю квартиру, в которой раньше семья Юрия Притулы жила, а дверь открывает этот голубоглазый мужчина с лучезарной улыбкой! Оказалось, у него день рождения - 19 декабря! И я случайно попала на праздник - на день рождения Николая Михайловича Кудрина, познакомилась ближе с ним, с его семьёй - детьми Вовой и Надей, с его первой женой Людмилой Павловной... Как она здорово танцевала под «Сапожки русские»!.. Кстати сказать, мелодию песни «Сапожки русские» Николай Михайлович сочинил, когда ехал в трамвае - прямо на полях газеты записал ноты! Музыкой он жил постоянно.

Мы дружили семьями. Николай Кудрин меня на концерты приглашал, а когда уезжал с женой на гастроли, то мне доверяли присматривать за детьми. Вове тогда лет девять было, а Наде - одиннадцать. Такие добрые и радушные у нас отношения с соседями были! Потом Кудрины переехали в другой дом. Но мы часто виделись с Николаем Михайловичем в автобусе - я ехала на работу, а он по утрам, выходя из дома, спешил проведать отца, который жил отдельно (Михаил Яковлевич Кудрин остался жив в войну, но был на фронте ранен и контужен...) и только после этого Николай Михайлович отправлялся по своим делам.

Пришло время - так распорядилась Судьба - и мы с Николаем Михайловичем Кудриным стали мужем и женой. В 1976 году у нас родился сын Коля. Стал архитектором, как и я; преподаёт в Архитектурной академии, в аспирантуре учится, кандидатскую диссертацию пишет. По его проекту, в частности, создано красивое вечернее освещение Новосибирского театра оперы и балета! А ещё Николай на баяне великолепно играет! Правда, в детстве хотел обучаться игре на скрипке, но освоил баян - очень талантливый, музыкальный. А сейчас и внучка Сонечка подрастает - четыре с половиной годика и ей также музыка интересна: пытается на кнопочки баянные нажимать...

У Николая Михайловича интерес к музыке тоже, ведь, в раннем возрасте проявился, когда он впервые услышал гармошку...

Да. Ему лет шесть было, когда он услышал игру на гармони и буквально был заворожён звучанием этого музыкального инструмента, очень просил родителей купить гармошку! И они мешок муки отдали в обмен на гармонь для сына. Николай Михайлович вспоминал, как был абсолютно счастлив в тот день, когда вёз на саночках свою гармошку домой! А потом в Доме культуры занимался и каждый раз привязывал гармонь к санкам, когда отправлялся на занятия и обратно, чтобы не уронить и не повредить гармошечку... Когда Коле было лет десять, Кудрины переехали из села Вассино в Новосибирск. В городе он освоил игру на баяне, занимаясь в художественной самодеятельности. И этот музыкальный инструмент стал для Николая Михайловича любимым на всю жизнь. Правда, было ещё одно страстное увлечение у Николая Кудрина - кино. Он как-то признался мне в том, что мечтал стать киноактёром, особенно в период, когда подростком работал киномехаником... Но военные годы изменили судьбы многих сверстников... И Николай по комсомольской путёвке вместе с баяном ушёл на фронт...

- Известно, что Николай Кудрин чудом остался жив в годы войны...

Николай обучался на подготовительных курсах воинов-десантников, прыжки с парашютом совершал. А в 1944 году попал юнгой на Тихоокеанский флот. В первый рейс он должен был отправиться на пароходе «Сухона» к берегам Америки - к союзникам - за грузами для СССР. Но когда комплектовали команду, в списке Николая Кудрина не оказалось, а значился некий «Николай Курдин»- в документ вкралась опечатка. И как ни настаивали сослуживцы Николая Михайловича на том, что нет среди них никакого Курдина, а есть только Кудрин, командир был непреклонен и не взял на борт Николая, аргументируя это тем, что всё обязано быть в строгости с указанным в документах.

Коля попал на теплоход «КИМ» Дальневосточного морского пароходства и с его командой несколько раз пересёк Атлантический океан. Его игру на баяне слушали и матросы, и жители портовых городов США и Канады... Можно сказать, Судьба оберегала Николая Кудрина! Опечатка в написании фамилии спасла ему жизнь... Ведь, пароход «Сухона» в первом же рейсе был торпедирован немецкой подлодкой, вся его команда погибла...

На кораблях Николай Михайлович прослужил пять лет. Весной 1948 года пришло известие о том, что его мама тяжело больна, парализована и Николаю пришлось оставить службу на флоте.

По пути с Дальнего Востока в поезде Николай Кудрин встретил солдата, который вёз концертный баян итальянской фирмы «Скандалли» - полтора десятка регистров, редчайший и шикарнейший музыкальный инструмент! Захотелось послушать, как он звучит, попросил солдата что-нибудь сыграть на этом баяне... И тут выяснилось, что солдатик-то толком не умеет играть! Тогда Николай Михайлович взял инструмент и сыграл сам: как же великолепно звучала музыка, словно настоящий орган играет - такая сила звука, такие приятные обертона!.. Предложил солдату поменяться музыкальными инструментами. Тот согласился, но с доплатой. И Николай Михайлович всю оставшуюся часть дороги играл на баяне «Скандалли» для пассажиров поезда, а на остановках - на привокзальных площадях. И все деньги, которые заработал, вместе со своим стареньким баяном отдал солдату. В Новосибирск Николай Кудрин приехал с баяном фирмы «Скандалли»!

Николая Михайловича приняли баянистом в Сибирский народный хор. А затем он стал работать в филармонии. Сегодня на здании филармонии имеется мемориальная доска с надписью: «В этом здании работал с 1951 по 1997 годы народный композитор-песенник Николай Михайлович Кудрин»... Помню, как-то сидели мы с Николаем Михайловичем на скамеечке в парке около филармонии. Он показал на второе окошко от правого угла здания и сказал: «Вот в этом кабинете я сочинил "Перепёлку"...»

«Перепёлка»

(Николай Кудрин - Николай Палькин)

Галина Меркулова

Первой «Перепёлку» исполнила Галина Меркулова - солистка Сибирского хора. А когда в Новосибирск на гастроли приехала Людмила Зыкина, Николай Михайлович показал песню и ей. Всего за один вечер Людмила Георгиевна разучила со своими музыкантами «Перепёлку» и на следующем концерте исполнила её со сцены!.. А через некоторое время услышал Николай Михайлович «Перепёлку» в исполнении Людмилы Зыкиной по Всесоюзному радио. Это было поздним вечером, помню: он только включил радио и тут зазвучала его песня - вот такое совпадение! Николай Михайлович был очень удивлён и обрадован!

- Такие душевные песни, как «Перепёлка», мог сочинять, наверное, только с добрым сердцем человек...

Николай Михайлович всегда улыбчивый был, добрый, мягкий, заботливый, всё прощал. И песни у него, поэтому, красивые, мелодичные получались, которые с удовольствием все пели и поют!

Ольга Воронец пела несколько песен Николая Кудрина: «Деревеньку», «Песню о неизвестном солдате», «Певунья России», «Хлеб - всему голова»... Ольга Борисовна бывала у нас в доме, я её пельменями сибирскими угощала, а она, восторгаясь их вкусом, всё расспрашивала о том, как и ей такие же приготовить: какое именно тесто необходимо, какое мясо для начинки... Ольге Воронец подарила я одну из своих расписных матрёшек - матрёшку-карандашницу - она ей очень понравилась! А потом мы много лет созванивались с Ольгой Борисовной, даже после того, как не стало Николая Михайловича... И Ольга Воронец говорила, что моя матрёшечка - у неё рядом с телефоном на столе стоит - памятный сувенир из Новосибирска...

Песню «Хлеб - всему голова» не только Ольга Воронец пела, но и Ольга Кулагина, и Сибирский русский народный хор. Когда пел хор - мощно, эмоционально, весь зал вставал! В честь авторов этой песни теперь пекут в Новосибирской области «Кудринский» хлеб - пышный такой, ароматный, белоснежный, с украшением - колосками!

- А какой он на вкус?

Он очень вкусный: чуть-чуть солёный, маленько сладкий.

- В память о Николае Михайловиче Кудрине уже много лет проводятся праздники Кудринской песни...

Верно. В день рождения Николая Кудрина - 19 декабря - проходят песенные праздники: выступают хоры и солисты - поют песни Николая Михайловича.

«Хлеб - всему голова»

(Николай Кудрин - Владимир Балачан)

Ольга Воронец

Ежегодно Новосибирский государственный областной Дом народного творчества устраивает певческий конкурс на соискание премии имени Николая Михайловича Кудрина, ставший доброй традицией!

Николай Кудрин - заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств России, был награждён орденом Дружбы народов и признан в Новосибирске «Человеком года». А в 2000-м году, уже посмертно, по результатам опроса сибиряков, композитор стал «Гражданином ХХ века Новосибирской области». Именем Николая Михайловича Кудрина названа улица в Калининском районе Новосибирска.

Николай Кудрин не дожил до своего 70-летия всего несколько месяцев... Одним из последних сочинений композитора стала опера «Гуси-лебеди», написанная для Новосибирского театра кукол по стихам и либретто Самуила Маршака.

Сайт «сайт» благодарит за помощь в подготовке публикации супругу Николая Кудрина Наталью Кудрину-Столярову, журналиста ГТРК «Новосибирск» Надежду Соколову, ветеранов Сузунского русского народного хора Галину Ильичёву и Надежду Строганову, сотрудников Новосибирской государственной областной научной библиотеки - начальника Отдела искусств Людмилу Бердникову и ведущего библиографа Отдела краеведения Галину Золотову, а также коллектив Новосибирского государственного областного Дома народного творчества.

Организатор высшего образования, ректор с 1961 г. по 1989 г. Доктор технических наук , профессор кафедры металлургии стали МВМИ. Лауреат Государственной премии СССР , премии имени И. П. Бардина , заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1977 г.)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Дискуссия «Не соврешь - не расскажешь? Границы допустимого при переводе с научного на человеческий»

Субтитры

Биография

Виктор Александрович Кудрин родился 16 октября 1926 г. Трудовую деятельность начал в 17 лет в 1943 г. подручным сталеваром мартеновского цеха завода «Серп и молот» . В октябре 1943 г. поступил, а в июне 1948 г. закончил . В студенческие годы он был активным участником и старостой студенческого научного кружка, руководителями которого были доценты Е.В. Абросимов и Г.Н. Ойкс . После окончания вуза зачислен в аспирантуру кафедры металлургии стали МИС. После защиты кандидатской диссертации оставлен для работы на кафедре. В 1953–1955 гг. работал в Министерстве высшего образования СССР , в 1955 г. вернулся на работу в Институт стали.

В 1961 г., в возрасте 35 лет, доцент В.А. Кудрин был назначен ректором и одновременно стал работать на кафедре металлургии и электрометаллургии стали этого вуза. Ректором МВМИ был около 30 лет, до 1989 г., передав руководство вуза своему ученику Г.Н. Еланскому.

В 1966 г. В.А. Кудрин защитил докторскую диссертацию, а в 1967 г. ему было присвоено учёное звание профессора, и он был избран заведующим кафедрой металлургии стали МВМИ, проработал в этой должности до 1993 г.

Научная и педагогическая деятельность

За годы ректорства В.А. Кудрина произошло становление МВМИ как органи­зации с хорошо поставленной учебной, учебно-методической, научной и воспитательной работой, вуз при­обрел известность в стране и за рубежом.

Создатель и идеолог комплекса основных приёмов и методов работы со студентами-вечерниками, который получил наименование «Система МВМИ» . Является инициатором и автором новых учебных планов для студентов-вечерников, обеспечивших расширение профиля выпускаемых специалистов, системы организации научно-исследовательской работы студентов, обучающихся без отрыва от производства. В эти годы в институте открыты новые специальности, специализации, лаборатории, факультеты, произошло тесное сближение вуза и промышленных предприятий, научных и проектных организаций, во многих из них были созданы отделения вуза.

В.А. Кудрин, работая вначале в МИСиС, а затем в МВМИ, активно участвовал в проведении научных исследований на металлургических заводах "Серп и молот", им. Серова , "Красный Октябрь" , Златоустовском , Череповецком , Кузнецком металлургических комбинатах и др. В этих исследованиях решались важные проблемы металлургии: применения кислорода и природного газа в мартеновских печах; повышения качества подшипниковых и конструкционных старей; рафинирования стали порошкообразными реагентами и газами; строения и свойств расплавленных сталей и использования этой информации для рациональной технологии выплавки; рафинирования стали от цветных металлов; конструирования водоохлаждаемых сводов дуговых печей и др.

Имеет более 70 авторских свидетельств и патентов на изобретения, является автором 300 публикаций, в том числе 10 монографий, среди них "Выплавка качественной стали в мартеновских печах", "Внепечная обработка чугуна и стали", Применение природного газа в мартеновских печах", Строение и свойства жидкого металла - технология плавки - качество стали", "Водоохлаждаемые своды электродуговых печей", "Рафинирование стали порошками в печи и ковше" и др.

В. А. Кудрин является автором ряда учебников для вузов. Это "Металлургия стали" (2 издания, учебник переведен на английский и испанский языки), "Общая металлургия" (6 изданий, перевод на испанский, четвертое издание отмечено Государственной премией СССР), "Внепечная обработка стали". Им подготовлены более ста инженеров, около сорока докторов и кандидатов технических наук.

Был членом Совета по научной работе студентов СССР и РСФСР, членом экспертного совета по металлургии ВАК СССР , членом НТС Минчермета СССР , членом советов ГКНТ СССР и Миннауки РФ, редколлегий журнала "Сталь" и реферативного журнала "Металлургия", диссертационных советов при МИСиС и МВМИ, председателем Головного совета по металлургии Минвуза РСФСР, являлся народным депутатом нескольких созывов.

Основные работы

Монографии

  • Козлов Л.И., Левитин С.С., Курочкин Б.Н., Черненко М.А., Кудрин В.А. Применение природного газа в мартеновских печах. М.: Металлургиздат, 1962.
  • Кудрин В.А. Выплавка качественной стали в мартеновских печах. М.: Металлургия, 1970.
  • Кудрин В.А., Парма В.М. Технология получения качественной стали. М.: Металлургия, 1984.
  • Еланский Г.Н., Кудрин В.А. Строение и свойства жидкого металла. Технология плавки – качество стали. М.: Металлургия, 1984.
  • Кудрин В.А., Сосонкин О.М. Водоохлаждаемый свод электродуговой печи. М.: Металлургия, 1985.
  • Смирнов Н.А., Кудрин В.А. Рафинирование стали продувкой порошками в печи и в ковше. М.: Металлургия, 1986.
  • Совершенствование и модернизация технологий сталеплавильного производства: моногр./под ред. проф. В.А. Кудрина. М., 2011.

Учебники и учебные пособия

  • Кудрин В.А. Теория и технология производства стали: учеб. для вузов. М.: Мир, 2003.
  • Воскобойников В.Г., Кудрин В.А., Якушев А.М. Общая металлургия. учеб. для вузов. Шесть изданий. М.: Металлургия, 1967, 1973,

1979, 1985, 2000, 2002.

  • Кудрин В.А. Внепечная обработка чугуна и стали. М.: Металлургия, 1992.
  • Кудрин В.А. Металлургия стали: учеб. для вузов. Два издания. М.: Металлургия, 1981, 1989.
  • Вишкарев А.Ф., Кудрин В.А., Поволоцкий Д.Я. Внепечная обработка стали: учеб. для вузов. М.: МИСиС, 1995.
  • Кудрин В.А. Ресурсосбережение в металлургии и проблемы охраны природы. М.: МГВМИ, 2000.

1898-1977

Летчик-испытатель 1 класса (1940), старший лейтенант.
Родился 23 (11 — ст.ст.) января 1898 года в городе Тамбов. Окончил гимназию, институт иностранных языков, в 1915 году – курсы переводчиков факультета особого назначения Московского государственного университета.
В 1916 году окончил Николаевское военно-инженерное училище и теоретические курсы Н.Е.Жуковского при Московском высшем техническом училище, Гатчинскую военную авиационную школу (1917), Высшую военную авиационную школу в Одессе (1917).
В 1917 году прапорщик Кудрин принимал участие в Первой мировой войны в качестве военного лётчика.
С февраля 1918 года – в Красной Армии, был красвоенлётом, затем командовал 14-м истребительным отрядом.
В 1918-1919 гг. работал лётчиком-инструктором Московской военной авиационной школы лётчиков.
Участник Гражданской войны в 1919-1921 гг. Осенью 1919 года в составе особой авиационной группы он систематически подвергал белогвардейцев бомбо-штурмовым ударам, выводил из строя целые кавалерийские части мамонтовцев. В 1920 году на Западном и Южном фронтах сражался против белополяков и войск барона Врангеля. Затем служил в Закавказье. В 1921 году совершил выдающийся по тем временам перелёт через Караклисский перевал, доставив частям Красной Армии директивы командования и золото. Этот перелёт ЦИК Армении оценил как «исключительный подвиг перед трудящимися». Боевые заслуги Б.Н.Кудрина отмечены орденом Красного Знамени.
С 1922 г. работал лётчиком-инструктором Серпуховской высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. Поднял в небо (19.09.1924 г.) и провёл испытания планера БИЧ-2 «Парабола», участвовал в испытаниях самолёта БИЧ-3 (1926 г.).
С 1925 г. – начальник лётной части Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.
С 1926 г. служил в строевых частях ВВС. С 1927 года – в резерве.
С 1927 г. работал пилотом в Гражданском Воздушном Флоте, летал на трассе Архангельск — Сыктывкар. Принимал участие в испытаниях БИЧ-7 (1929).
С 1932 года по октябрь 1936 года был лётчиком-испытателем КБ Харьковского авиационного института. Поднял в небо и провёл испытания самолётов «Омега» (1932), ХАИ-1 (8.10.1932), ХАИ-4 (лето 1934), УПБ (11.05.1935), АНТ-26 в планерном варианте (7.05.1935), ХАИ-6 (15.06.1935). С октября 1936 года старший лейтенант Кудрин – в запасе.
С октября 1936 года работал лётчиком-испытателем авиазавода №22 (Москва). Поднял в небо и провёл испытания самолётов «С» (лето 1939) и СПБ (18.02.1940). Испытывал ВИТ-1, ВИТ-2, И-153 с турбокомпрессором (1939), серийные ТБ-3 (1936-1938), СБ (1936-1941), Ар-2 (1941), Пе-2 (1941) и их модификации.
В июне 1943 года – лётчик-испытатель авиазавода №293. Провёл испытания самолёта БИ-1 в планерном варианте (сентябрь-октябрь 1941), БИ-2 (январь-март 1945).
До февраля 1952 года работал лётчиком-испытателем, заместителем начальника ЛИС авиазавода № 51. Испытывал ЖРД конструкции В.Н.Челомея.
Последние годы жил в Москве. Умер 9 ноября 1977 года. Похоронен в селе Полушкино Одинцовского района Московской области.
Награждён орденами: Красного Знамени (1921), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944), медалями.

Источники информации:

  • Кудрин Борис Николаевич / Красные соколы нашей Родины /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • Оренбургское летное. / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М., Воениздат, 1976 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

Музыкальное творчество

,
специалист отдела информации и
издательской деятельности
областного Дома народного творчества

Песни со вкусом хлеба
Завершился

На протяжении десяти лет Новосибирский государственный областной Дом народного творчества устраивает певческий конкурс на соискание творческой премии имени Николая Михайловича Кудрина, чьё имя сегодня стало олицетворением исконно русской лирической песни. За эти годы конкурс среди самодеятельных, в основном сельских, коллективов, солистов и самодеятельных авторов превратился в форум песенного творчества, охвативший все без исключения районы нашей области и многие прилегающие территории Сибири.
На пороге второго десятилетия с уверенностью можно сказать, что сегодня конкурсная основа лишь придаёт статусность соревнованию среди равных творческих коллективов. Конкурс вырос в один из известнейших и любимейших фестивалей русской песни, участвовать в котором престижно и почётно. Кудринский фестиваль как лакмусовая бумажка ярко высвечивает состояние, текущий уровень и степень развития самодеятельного творчества жителей области и других регионов.
«Общий уровень фестиваля и программ, представленных на конкурс, в целом стал стабильнее, выше и чище по качеству звучания, заметно улучшились аккомпанемент, обработки песен, сделанные руководителями, многие из которых сами пишут довольно хорошие песни, - высказал своё мнение член жюри X кудринского фестиваля, хормейстер, самодеятельный композитор Виктор Васильевич Коровин. – Ярких новых имён мы, к сожалению, не увидели, но состав известных коллективов обновился, гармонично влились молодые голоса, что заметно улучшило качество исполнения. Как всегда прекрасно себя показали коллективы из Бердска – женский вокальный ансамбль „Россияночка” и народный хор русской и казачьей песни „Потомки Ермака” , народный ансамбль русской песни „Матаня” из Коченёво, хозяева сегодняшнего конкурса - криводановские коллективы – народный семейный ансамбль „Весёлая беседушка” , народный ансамбль русской песни „Родники” . Конечно, молодцы ордынцы, куйбышевцы, черепановцы и многие, многие другие».
Всего в нынешнем фестивале приняли участие около 700 человек: 87 самодеятельных коллективов - вокальные ансамбли, солисты, хоры, ансамбли песни и танца – из 29 районов Новосибирской области. Это был самый массовый праздник за всю десятилетнюю историю фестиваля. Несомненно, эта творческая акция внесла свой посильный вклад в возрождение и стабилизацию культуры на селе: ведь в 1998 году, на первый конкурс, смогли приехать лишь около 20 коллективов. Юбилейный же фестиваль показал, что культура, в том числе и певческая, на селе не только не иссякла, а возродилась на новом, более качественном витке. В эти дни (20–21 июня 2008 года) организаторы, члены жюри и участники ещё раз воочию убедились, какой огромной объединяющей силой обладают песни, написанные народным самородком – Николаем Кудриным.
«Я не являюсь участником художественной самодеятельности, но всегда пою во время праздников в кругу друзей, в том числе и кудринские песни. Они берут за душу, пробирают до слёз, потому что написал их русский человек, родившийся и выросший на земле. Моя позиция, как администратора, состоит в том, что если сегодня не уделять внимания развитию культуры на селе, не поддерживать народные традиции, то можно потерять душу молодёжи. А без духовно развитых молодых людей сегодня невозможно представить будущее, - сказал во время церемонии открытия кудринского фестиваля глава Криводановского сельского совета Новосибирского района Владимир Иванович Чернов. – Привлечение односельчан к занятию творчеством – это одно из основных средств закрепления людей на земле. Одна треть бюджета нашего сельского совета, а это примерно 10 миллионов рублей, тратится на организацию и развитие культурного досуга жителей. Восстановлен клуб в Марусино, в Доме культуры на центральной усадьбе столько желающих заниматься в 17 коллективах народного творчества и кружках, что бывают такие моменты, когда яблоку, в буквальном смысле, негде упасть. Мы от всей души рады принимать на своей территории участников и гостей этого замечательного фестиваля русской песни! Будьте как дома, пусть сбудутся все ваши надежды и мечты, реализуются все планы».
И действительно, коллектив Дома культуры с. Криводановка во главе с Натальей Павловной Ефимцевой сделал всё возможное, чтобы участники фестиваля чувствовали себя комфортно, свободно, уютно, как это уже бывало ни раз, когда на базе этого учреждения культуры проводилось ответственное областное мероприятие. Доказательством этого служит один яркий эпизод.
Во время конкурсного прослушивания солистов вдруг оборвалась музыкальная фонограмма песни «Перепёлка» на стихи Н. Палькина. Молодая певица, старательно выводившая «Не жалей ты меня, молодую…», растерялась и замолчала, но в тот же миг сильный звучный голос из зала, подхватив мелодию, продолжил: «…мои чувства тебе не понять». И вскоре, постепенно присоединяясь к нему, один за другим, в зале зазвучал красивый стройный хор голосов. Осмелела и конкурсантка, продолжила петь без музыкального сопровождения. Когда же фонограмма включилась, оказалось, что и солистка, и хор зрителей точно попали в ноту.
Фестиваль - это, прежде всего, общение: новые знакомства, обмен мнениями, встречи старых друзей с воспоминаниями о былом и планами на будущее.
«Пожалуй, никто так тонко не чувствовал женскую душу, как Николай Михайлович, - говорит Татьяна Владимировна Меньщикова, руководитель народного семейного ансамбля „Весёлая беседушка” МУ СКО с. Криводановка Новосибирского района. – Например, сколько нежности, тепла, женской самоотверженности заложено в мелодии песни „Ты скажи, скажи, калина” на стихи А. Смирнова: „…мне не жаль, что он покинул, не кляну свою судьбу, жаль, что люди есть такие в нашем солнечном краю”. Сколько женской грациозности раскрыто в песне „Русские сапожки” на слова Ф. Карбушева: „Идёт красавица, плывёт лебёдушкой, и все любуются её красой”.
Мне довелось лично знать Николая Михайловича, работали вместе в Коченёво. Песни его полюбила ещё в молодости. Когда начинаешь разучивать новую песню с коллективом или солистами, они нередко удивляются, что, например, „Деревенька моя” на слова В. Гундарева авторская, а не народная песня. Композитор очень хорошо знал глубину русской души, очень бережно относился к народным традициям - отсюда и появилась „Перепёлка”. И если тебя, как автора, признаёт народ, принимая сочинения за подлинно народную песню, то это и есть высшая награда композитору».
Ансамбль «Весёлая беседушка» впервые участвовал в кудринском фестивале, однако каждый год выставлял своих солистов: Ольгу Косачёву, Настю Сигаеву, Светлану Васькину и других, которые ни раз становились лауреатами конкурса. Благодаря таким песням, как кудринские, одна из солисток ансамбля - Юлия Стрепилова – стала профессиональной певицей.
Уже 30 лет идёт с песней по жизни Мария Дмитриевна Мыльникова, директор районного Дома культуры села Баган: «Задушевная простая мелодия песни Н. Кудрина „Не цвети, черёмуха, у дома” на стихи Н. Созиновой, которую я исполняла сегодня, никак не выходит у меня из головы… Она часть моей жизни. Всего в моём репертуаре, как солистки и участницы народного вокального ансамбля „Раздолье”, более десяти кудринских песен. Любовь к ним привил наш музыкальный руководитель - Сергей Михайлович Абашин, прекрасный баянист, ученик Кудрина в тот период, когда последний преподавал в Новосибирском областном культурно-просветительном училище».
Татьяна Павловна Боева, солистка народного вокального ансамбля «Калинка» Дома культуры «Сибтекстильмаш» Новосибирска (руководитель О. Ташланова), поёт с 14 лет. О Николае Михайловиче говорит просто: «Он наш, и в то же время - человек высокого полёта». Каким глубоким лиризмом наполнена песня «Бабье лето» на стихи Т. Пьянковой: «Долюблю и доцелую то, что в небыль уплыло. Пей мою любовь хмельную, пей, пока не рассвело», которую она проникновенно исполнила на конкурсе.
«Песни Кудрина обожаю, постоянно пою. В них много действия, как, например, в песне „Коля-Коленька, играй” на слова В. Ржанникова: „…не унять в душе огонь, всё равно под вечер выманит на свидание гармонь”. Пою и не могу удержаться, ноги сами идут в пляс, - поделилась своим видением песен Н. М. Кудрина Людмила Анатольевна Гущина, специалист Болотнинского районного Дома культуры, победительница кудринского фестиваля среди солистов. – Практически все песни Кудрина, которые прозвучали сегодня со сцены, у меня на слуху, но одну, две всё-таки услышала впервые. Отрадно, что певческие коллективы стараются донести до слушателей редко исполняемые песни Николая Михайловича, они раскрывают новые грани таланта этого чудесного композитора. Мой девиз и моя судьба, как и его, – по жизни петь во весь голос!»
На кудринском фестивале рядом с опытными коллективами и солистами всегда выступают новички. Среди них - вокальная студия «Камертон» районного Дома культуры г. Черепаново. «Коллектив наш молодой, ему всего четыре года, по составу – чисто молодёжный, – рассказал нам руководитель Валерий Афанасьевич Сидякин. – Задача состояла в том, как исполнить знакомую всем песню так, чтобы увлечь слушателей и зрителей, да ещё и самим было интересно, чтобы песня зазвучала по-новому, современно». Поставленная цель была достигнута – песня на слова А. Смирнова «Наша гармошка – верное дело» сразу привлекла внимание зрителей и жюри, так как была исполнена весело, динамично, в движении, с солистом-танцором в ярко-красной рубашке на авансцене.
Много молодых лиц было замечено и среди участников зрелых коллективов - постоянных участников кудринского форума.
«Участие в фестивале для меня и членов нашего коллектива - дело святое, – поделился своими мыслями Николай Александрович Кузьмин, заслуженный работник культуры РФ, руководитель народного ансамбля песни и танца „Сибирские зори” РДК Ордынского района. - Я хорошо знал Николая Михайловича, много с ним общался, когда он заезжал к нам в Ордынку, колеся со своей концертной бригадой по районам области. Его песни близки моему сердцу: сам я из села, и в моей жизни случилось так, что два села, с которыми было много связано, ушли в небытие. „Почему умирают деревни России?” – поётся в одной из песен Кудрина. Его песни – песни-откровения, песни-признания в любви родным сёлам».
Именно эту песню - «О, деревни России» на слова И. Тарана – блестяще исполнил народный женский вокальный ансамбль «Россияночка» Дома культуры «Родина» г. Бердска под руководством Юрия Киселёва. В кудринском фестивале коллектив активно участвует с 2004 года. «Лично с Николаем Михайловичем Кудриным мы знакомы не были, – вспоминает Юрий Алексеевич, – но я всегда следил за его творчеством. Одна из песен – „Шли сыны на войну” на слова Г. Бодрова – особенно запала мне в душу: „Только мамам не спится – на дорогу глядят…” Сделал свою аранжировку песни таким образом, чтобы ярче показать её патриотическое содержание и не утратить авторского лица. С тех пор эта и ещё десяток кудринских песен в нашем концертном багаже. Исполняют их наши женщины с любовью, а слушатели воспринимают их благозвучие с открытой душой».
«А нам дороги как патриотические песни, написанные Николаем Михайловичем, например, „Седые мужчины” на стихи В. Бута, так и песни, наполненные народным юмором и смекалкой, - включился в разговор старейший участник хора ветеранов „Колывань” , самодеятельный поэт Борис Николаевич Руднев. - Возраст участников хора – от 60 до 80 лет, многие из нас помнят, как приезжал в Колывань и по-простому общался с народом Кудрин. В репертуаре нашего коллектива, которым руководит заслуженный работник культуры РФ Валерий Филимонович Денисов, около 20 песен, написанных маэстро в разные годы. Он творил, чтобы уйти в бессмертие, его песни будут петь вечно, пока жива земля русская. Жаль, что рано ушёл, много прекрасных произведений мог бы ещё написать…»
Многие песни, которые исполняет хор сегодня, написаны на стихи Бориса Николаевича. А стихотворение «Мы вспоминаем» он посвятил памяти Николая Михайловича Кудрина:

Мы сегодня опять вспоминаем
Друга нашего и земляка.
Снова песни его напеваем -
В наших душах они на века.
Будто он, как тогда, вместе с нами
У костра свою песню поёт,
И она, не спеша, над лугами,
Словно облако жизни плывёт.
Музой, духом, талантом задумана,
Восхищается ею земля.
Мы горды композитором Кудриным.
Нескончаема песня твоя.
Тебя нет, но напевы чудесные
В каждом сердце бессмертно живут.
И как будто бы псалмы небесные,
Их российские люди поют!

С истинно русским деревенским юмором мужской вокальный ансамбль хора ветеранов исполнил песню «Охотник и рыбак» на слова В. Бокова: «Разобраться трудновато, кто приврать из них мастак. В общем, славные ребята - и охотник, и рыбак!»
Не менее интересно, играючи исполнили песню «Ёлки-палки, лес густой» на слова В. Дюнина вокалисты из села Ярки Черепановского района (руководитель В. Суров), а Яков Гаусс из села Баган всё сокрушался, что он «милкою обижен» и вряд ли «виноват, что родился рыжим», ведь «в холостых не век ходить» (слова Б. Голованова), и, наверняка, всё закончилось свадьбой, потому что Тома всем подружкам заявила: «До чего же хороши у него веснушки!»
Искромётные, зажигательные песни сменялись лирическими, и опять возвращались песни, наполненные огромной любовью к России, родной стороне, матери.
«Как часто невниманьем обижаем мы в юности отцов и матерей…» - эти строчки одной из самых проникновенных песен Н. Кудрина на стихи Л. Татьяничевой всегда заставляют затихнуть зрительные залы, а когда её исполняет народный коллектив «Гармония» Мошковского района, прислушиваться начинают особенно… Начинают они необычно, например, со стихов поэта .
Хору уже более 30 лет, в составе 22 человека. Самые преданные участники до сих пор в строю. За время существования коллектива самодеятельные артисты спели очень много кудринских песен: они мелодичны, задушевны, легко запоминаются, доступны для исполнения и восприятия. И хотя хор поёт ближе к академической манере, народные интонации, благодаря песням Кудрина, слышатся и в их интерпретации.
«Мне довелось учиться вместе с Николаем Михайловичем в филиале московского института культуры, - вспоминает руководитель хора Любовь Ивановна Демченко. – До последних дней в нём оставалась юношеская застенчивость, скромность, свойственная настоящим талантам».
Песни Николая Кудрина - это своеобразная терапия для души. Они поднимают настроение, будоражат, вызывают желание жить. И это не просто красивые слова – среди достаточного количества ветеранских коллективов, принимавших участие в фестивале, ни зрители, ни члены жюри не замечали возраста поющих: в глазах – блеск, в голосе – удаль!
«Гуляй, балалайка, звени, балалайка, певунья России моей…» Песня на слова Б. Дворного звучала со сцены в конкурсные дни не один раз, однако, никому не надоела, каждый коллектив привносил в неё что-то своё. Например, хор ветеранов «Судьба» из Барабинска (руководитель С. В. Омельченко) выпустил на авансцену солиста с балалайкой, который, несмотря на годы, лихо танцевал в присядку. А ведущая хора ветеранов «Красная гвоздика» из Бердского городского Центра досуга так настроила хористов задорным стихом, что песня прозвучала как лихой казацкий напев, с подголосками и свистом.
Настоящим украшением кудринского фестиваля стало участие в нём второго коллектива этого же культурно-досугового учреждения - народного хора русской и казачьей песни «Потомки Ермака». Со свойственной этому коллективу эмоциональной точностью была исполнена «Песня под тальянку» на стихи Сергея Есенина: «За былую силу, гордость и осанку только и осталась песня под тальянку…»
«В кудринском фестивале наши коллективы участвуют уже пятый раз, - поделился своим впечатлением руководитель коллективов Виталий Викторович Молчалов, – были лауреатами. Для участия в кудринском фестивале мы специально разучиваем новые песни Николая Михайловича, мы уважаем его за народность. Он настоящий сибиряк! Мы любим эти песни и будем участвовать в фестивале, пока живы!
На будущее, для расширения рамок фестиваля, предлагаю включить в конкурсную программу другие песни, например, казачьи или авторские, близкие к народной манере, например, песни М. Бондаренко, Г. Лукашова, В. Коровина, и организовать фестиваль сибирской песни».
«Мы также поддерживаем идею расширения границ кудринского фестиваля до фестиваля сибирской песни, - присоединился к разговору Юрий Панфилович Шадёркин, руководитель народного хора „Русская песня” , хормейстер, баянист и музыкальный руководитель оркестра русских народных инструментов МУК „Культурно-досуговый центр Куйбышеского района”. - В 2008 году нашему хору исполнилось 60 лет со дня основания и 30 лет, как впервые было присвоено звание „народный”. В репертуаре нашего коллектива, кроме всеми любимых песен Николая Михайловича, с которым, кстати, был хорошо знаком мой отец, есть песни местных композиторов – Николая Томина, Олега Тарасова и других. Однако самой любимой песней из нашего репертуара остаётся „Хлеб – всему голова” на слова В. Балачана – это песня не только о хлеборобах, любви к родной земле, она гимн патриотизму, преемственности поколений. Ведь эти слова отец произносил „тихим говором сыну, провожая его в первый раз на поля”…»
«То, что народ поёт в своё свободное время - вызывает огромное уважение и восхищение,– поделилась своими впечатлениями от фестиваля член жюри, солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, заслуженный работник культуры РФ Лариса Гергиевна Ладынская, – и это будет вечно. Ничто его с этого пути не свернёт, как Вселенную. И он выстоит, как бы не пытались им управлять сверху, потому что в русском народе сильно духовное начало. Низко ему кланяюсь. Народное хоровое пение – это основа нашей культуры, вокальной (певческой) культуры в частности, ведь классический вокал тоже вышел из народа. „Хлеб – всему голова” – очень энергетически заряженная песня, вернее гимн, в ней раскрывается вся мощь и мудрость народа. Для меня – это песня-потрясение, она звучит в сердце каждого из нас».
Среди приглашённых гостей фестиваля была и верный друг Николая Михайловича, человек, который посвятил более десяти лет своей жизни пропаганде его песенного творчества - Нина Степановна Павлова.
Впервые с творчеством Николая Михайловича она соприкоснулась, будучи ещё школьницей, услышала по радио, как прекрасно пела Людмила Зыкина «Перепёлку». С этой песней Нина Павлова поступала в музыкально-педагогическое училище, пела её, уже работая в Государственном академическом Сибирском русском народном хоре, руководил которым в то время народный артист России Вячеслав Мочалов, пела по просьбам сельчан, приходивших на её сольные выступления, которые организовывались в последние годы жизни Николая Михайловича. Но дороже всего для Нины Степановны, как и для многих сибиряков, песня «Хлеб - всему голова». Интересна история создания этой песни, которую он лично поведал ей.
В 1975 году Виктор Захарченко, ныне художественный руководитель Кубанского казачьего хора, познакомил молодого поэта, воспевающего село, Владимира Балачана с уже известным композитором Николаем Кудриным, который подал идею написать песню о хлеборобах к обычно широко отмечаемому Празднику урожая. Балачан согласился, но предупредил, что, возможно, у него ничего не получится. Прошло два года. Кудрин приехал на гастроли в Куйбышев (Каинск) и пригласил поэта на встречу. По дороге в гостиницу, чтобы извиниться за отсутствие материала, буквально за двадцать минут В. Балачан сочинил стихи, которые были опубликованы впоследствии под названием «Золотые слова». А прежде чем песня была разучена Сибирским хором, Николай Кудрин вместе с дуэтом в составе Антонины Кудриной и Валентины Колесниковой показали известную теперь всем песню «Хлеб - всему голова» работникам хлебокомбината имени Якушева (ныне АО «Новосибхлеб»). Хлебопёкам песня понравилась с первой ноты, и они тут же, в цехе, разучили её «с голоса». Когда же песня была впервые озвучена многоголосным хором, она в одночасье стала гимном не только хлебу, но и всей земле русской, русским людям.
В дни, когда случилось несчастье, заседала комиссия по увековечиванию памяти Н. М. Кудрина, и было принято решение - выйти на руководство хлебопекарного объединения с просьбой разработать рецептуру нового хлеба под названием «Кудринский», что и было сделано. Зная вкус Николая Михайловича, а он любил настоящий крестьянский хлеб, в состав которого его мама, как многие другие русские женщины, добавляла ржаную муку. Технологи комбината «Новосибхлеб» разработали рецептуру хлеба «Кудринский». К 70-летию композитора, до которого тот не дожил совсем немного, хлеб уже появился на прилавках Новосибирска.
В этот же период композитор Геннадий Лукашов на стихи Валерия Ржанникова написал песню «Кудринский хлеб», которая впервые была исполнена Ниной Павловой в 1998 году на вечере памяти Николая Кудрина и Александра Плитченко, безвременно ушедших в 1997 году. Организаторами этого вечера выступила общественная организация, гуманитарно-просветительский клуб «Зажги свечу» (президент Иван Иванович Индинок), а аккомпанировал Русский академический оркестр ГТРК «Новосибирск» под управлением Владимира Поликарповича Гусева, который сам сделал обработку для оркестра.
Именно эту песню, в которой говорится, что «…на земле он пахарем не был, просто жил делами земными и оставил памятник хлебу, и достойное хлебу имя» и песню самого Н. Кудрина на слова В. Реутова «Лучше молодца в деревне не найдёшь» исполнила Нина Павлова во время гала-концерта, который завершил X межрегиональный конкурс на соискание творческой премии имени Н. М. Кудрина.
Как будет развиваться дальше фестивальное движение, вдохновлённое кудринскими песнями, зависит от каждого из нас, людей, в сердцах которых живёт память и знание прекрасных песен, сочинённых истинно русским человеком, композитором-мелодистом от Бога Николаем Михайловичем Кудриным. Но всем нам ясно одно - необходимо и далее делать всё возможное, чтобы люди знали, чтили и не забывали его доброе имя, его песни.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх