Конспект урока по литературе "Чичиков:новый герой эпохи или антигерой? (9 класс). Урок «Образ Чичикова

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" ТОК ­ ШОУ "ЧИЧИКОВ. Новый герой эпохи или антигерой?" (Урок­диспут по литературе литературы в 9 классе с использованием игровых технологий) О.А.Новичкова, учитель русского языка и литературы.

Цели: в игровой форме раскрыть отношение писателя к современной ему действительности, раскрыть сущность образа предпринимателя, показать его типичность, научить школьников вести литературный диспут 2018 Опережающее задание: подготовить сообщения (биография Чичикова; мастерство писателя в обличении правителей и чиновников губернского города; эпоха, в которую жил Чичиков, распределить роли и подготовить пересказ от имени персонажа) При подготовке сообщений учащиеся пользуются текстом произведения, материалом в учебнике, статьями В.Г.Белинского, Ю.Манна, слабым учащимся раздаются готовые сообщения, которые необходимо пересказать. Оборудование: иллюстрации к произведению (Чичиков), компьютер или магнитофон. План урока. 1.Оргмомент. Начало ток­шоу. 2. Выступления "жителей города и помещиков" (вопросы из зала) 3. Сообщение неизвестного о биографии Чичикова. 4. Сообщения подготовленных учеников. 5. Итоговый диспут. 6.Домашнее задание. Ход урока. (Парты расставлены в два ряда вдоль противоположных стен, учащиеся рассаживаются в зависимости от точки зрения на Чичикова (антигерой или новый тип.) Важную роль в проведении играет интонация учителя, на протяжении всего урока поддерживающего диспут класса. 1. Звучит музыкальная заставка ток­шоу "Пусть говорят". Учитель: Здравствуйте! Павел Чичиков приехал в губернский город N и сразу душевно полюбился его жителям. Никто не предполагал, что перед ними не порядочный человек ­ владелец нескольких тысяч душ, а скупщик крестьян, умерших, но не занесенных в ревизскую сказку. Так кто же перед нами: новый герой эпохи или антигерой? Это мы сегодня и выясним. Мы, к сожалению, не смогли пригласить в нашу студию самого Павла Ивановича, он умчался на птице­тройке в неизвестном направлении. Обсуждать проблему будем по рассказам очевидцев этой истории. Я приглашаю в студию губернатора города N. 2. Выступления "жителей города и помещиков" Ученик с сообщением "Чичиков в губернском городе" выходит к доске. Наводящие вопросы учителя и класса:

Как Чичиков появляется в Вашем городе? Как он выглядит? Знаете ли Вы, с какой целью Чичиков заехал в этот город? Какое впечатление Павел Иванович производит на жителей города? Может, Вы заметили что­то странное в его речах, поведении? О чем Вы беседовали и о чем Чичиков разговаривал с другими жителями? Чем интересовался Чичиков? Учитель: Спасибо. Мы знаем, что постепенно перед жителями города N открывается другая сторона Чичикова, посещающего помещиков. У нас в студии первый, у кого побывал знаменитый плут. Приглашаем Манилова. Манилов (ученик). Пересказывает визит к нему Чичикова. Вопросы участников ток­шоу. Как Чичиков заводит речь о покупке мертвых душ? За сколько Вы сторговались? Не заподозрили Вы чего­нибудь странного в том, что Павел Иванович хочет купить именно мертвые души? Учитель: Нам удалось также найти помещицу Настасью Петровну Коробочку. Сегодня она здесь, расскажет свою историю знакомства с Чичиковым. При каких обстоятельствах, Настасья Петровна, вы познакомились с Павлом Ивановичем? Что собирался приобрести у Вас Чичиков? За какую сумму? Показался ли Вам странным этот человек? Учитель: Нам известно, что в одном из трактиров произошла встреча Чичикова с Ноздревым. Узнаем из первых уст. Приглашаем помещика Ноздрева. Вопросы из зала. Обращался ли Чичиков к Вам с какой­либо просьбой? Продали ли Вы ему что­нибудь? Как вы попрощались с Павлом Ивановичем? Учитель: Следующим, кого посетил наш мошенник, был Михаил Семенович Собакевич. (Выходит) Что хотел приобрести у Вас Чичиков? Как он объяснил свое намерение? Расскажите о торгах! Смутило ли Вас что­нибудь в действиях Чичикова? Упоминали ли Вы в беседе о других помещиках?

Учитель: Нам также удалось разыскать и последнего помещика, богача Степана Плюшкина. С большой неохотой из­за расходов на дорогу он согласился приехать к нам в студию. Встречаем. Расскажите, как ваш дом посетил Чичиков? С какой целью? Как Вы отнеслись к тому, что Павел Иванович хочет купить у Вас мертвые души? Учитель: События далее развивались таким образом. В соответствии с оформленными купчими крепостями Чичиков является владельцем четырехсот мертвых душ. На улице встречает Манилова. Вместе они идут совершать купчую (список Манилова изящно оформлен: по краешку рукой жены нарисована каемка). В канцелярии Чичиков дает чиновнику по имени Иван Антонович Кувшинное Рыло взятку для ускорения дела, но дача взятки происходит как бы незаметно: Иван Антонович накрывает «бумажку» книгой, и ассигнация исчезает. У начальника сидит Собакевич. Чичиков договаривается о совершении купчей в течение одного дня, объясняя спешку тем, что ему необходимо срочно уехать. Чичиков передает председателю письмо Плюшкина, в котором тот просит его быть поверенным в его деле, и председатель охотно соглашается. Приходят свидетели, документы оформляются, Чичиков платит в казну только половину пошлины («другую половину отнесли каким­то непонятным образом на счет другого просителя»). После удачного совершения дела все отправляются на обед к полицмейстеру (по слухам, полицмейстеру достаточно только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему обеспечен роскошный обед и обилие рыбных деликатесов). За столом подвыпившие и подобревшие гости просят Чичикова остаться подольше, решают его женить. Сам Чичиков навеселе, уверяет собравшихся, что покупает крестьян на вывод в Херсонскую губернию, где уже обзавелся имением, и сам верит во все, что говорит. В это время жители города вовсю обсуждают покупки Чичикова. На балу у губернатора Ноздрев пытался обличить нашего мошенника. Ноздрев (ученик пересказывает эпизод на балу у губернатора). Коробочка (ученик пересказывает о своем ночном приезде). Учитель: Губернатор, расскажите, пожалуйста, что происходило в Вашем городе после таких событий, какие ходили слухи? (Выступления Губернатора и Ноздрева). Ноздрев, вы последний, кто видел Чичикова в городе, как это произошло? 3. Выступление неизвестного о биографии Чичикова. Учитель: у нас в студии человек (пожелал остаться неизвестным), знающий Павла Ивановича лучше других. (Сообщение ученика о биографии Чичикова).

Вопросы ко всем участникам ток­шоу. Какими чертами наделен герой? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной? При каких условиях могла появиться такая личность? Насколько интересен этот герой современному читателю? Учитель: У нас есть информация, что Чичиков впоследствии должен измениться, переродиться. Кто согласен с такой точкой зрения? (аргументированные мнения учащихся). 4. Сообщения подготовленных учеников. 1). Чтобы ответить, кто такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы "Мертвые души", приглядимся к названию произведения Н.В.гоголя ­ "Мертвые души" и подзаголовку ­ "поэма". Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет "на бумаге" вступить во владение ими для различных махинаций ­ в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого смысла названия, Чичиков ­ плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае ­ сатирическая, а главный герой ­ инструмент сатиры. Так сюжет, подсказанный автору, по его собственному свидетельству, Пушкиным, действительно предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во­первых, это возможность показать Русь с одного боку: через путешествующего плута можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во­вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные "мнимости" замещают человека. Если перед нами плутовской роман с уклоном в сатиру, то Чичиков ­ всего лишь пошляк (правда, "гигантского калибра), "подлец", попавший в глупое положение. Так о нем и пишет В.Набоков: "Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцем фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) ­ эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой­то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума". 2). Так что же? Чичиков пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически бездушного значения слова "душа" (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение ­ "душа человека", в

бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, ­ сказали Гоголю, ­ не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого "Интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность­ "смерть". Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий "расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких­нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно любопытство". В дальнейшем "странное" направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется" (Ю.Манн). Тема пошлости, В этом контексте "пошлость" выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут "смерти" (в предельном смысле этого слова ­ "смерть души"). удвоенная ("пошлость пошлого человека") и абсолютизированная (еще о "Ревизоре" Гоголь говорил, будто публику испугала "пошлость всего вместе"), ведет человека вниз по лестнице мироздания: лица превращаются в животные "рыла", "рыла" ­ в бездушные вещи. А самый "низ" этой лестницы ­ в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец ("пора припрячь и подлеца"), а еще и мелкий бес, адский прислужник. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: "Мертвые души" ­ не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: "Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман… Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение". Почему поэма? "Мертвые души" задумывалась по аналогии с "Божественной комедией" Данте ­ в трех частях: первая часть ­ "Ад", вторая ­ "Чистилище", третья часть ­ "Рай". Замысел, таким образом, не ограничивался изображением "ада", "пошлости пошлого человека", предел его ­ в спасении этого самого "пошлого человека". 3). Кого же Гоголь готовит к спасению ­ еще в первой части "Мертвых душ"? Чичикова, прежде всего. Что указывает на это в тексте? Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого ­ биографии. Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) ­ это история "падения души"; но если душа "пала", значит, была когда­то чистой, значит, возможно ее возрождение ­ через покаяние. Что необходимо для покаяния, для очищения я души? Внутреннее "я", внутренний голос. Право на душевную жизнь, на "чувства" и "раздумья"№ тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). "С каким­ то неопределенным чувством глядел он на домы…"; "неприятно, смутно было у него на сердце…", "какое­то страшное, непонятное ему саму чувство овладело им", ­ фиксирует Гоголь моменты "интроспекции" (внутреннего голоса) у своего героя. Мало

того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Так, герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве "подлеца" мерцают блики "живой души", для которой возможно возрождение, ­ которая готовится к возрождению. Обратим внимание на то, как автор "Мертвых душ" переходит к знаменитому отступлению о "птице­тройке", завершающему первый том "Мертвых душ". Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, "ибо любил быструю езду"; и тут же следует авторское обобщение: "И какой же русский не любит быстрой езды?". Далее: "Эх, тройка! Птица­тройка, кто тебя выдумал?" и, наконец, предельный, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?" от Чичикова с его бричкой ­ к таинственно­патетическкому вопрошанию: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа". Получается, что и Чичиков причастен к этому "полету", а значит, и к "тайне"; он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать. 4). После покупки Чичиковым "мертвых душ" жители города N рассуждали:" ..это правда, никто не продаст хороших людей, и мужики Чичикова пьяницы, но нужно принять во внимание, что вот тут­то и есть мораль, тут­то и заключена мораль: они теперь негодяи, а, переселившись на новую землю, вдруг могут сделаться отличными подданными. Уж было немало таких примеров: просто в мире, да и по истории тоже". Итак, души людей могут преобразиться. Гоголь и сам намеревался в третьем томе вывести новые, полностью преображенные души Плюшкина и Чичикова. Главный персонаж ­ Чичиков ­ в конце концов должен был превратиться в идеальное лицо, героя без страха и упрека. Преобразование предполагало перевоспитание и самовоспитание. Во втором томе у Чичикова появлялись учителя­ воспитатели, которые облегчали ему дорогу нравственного перерождения, и сам он, раскаиваясь и страдая, постепенно перевоспитывает себя. Если Чичиков копит копейку и стремится разбогатеть, то он мыслит как буржуа, как капиталист? А хочет ли Чичиков пустить деньги в рост и стать ростовщиком? Мечтает ли он о заводе, о фабрике, допускает ли он мысль стать промышленником и открыть свое дело? Нет. Чичиков надеется купить сельцо Павловское в Херсонской губернии, стать помещиком и жить обеспеченно, в достатке. Он по своему сознанию не буржуа, не капиталист. Накопительская и буржуазная идея входит в голову помещика, феодала. Второй вопрос состоит в том, кто же такой Чичиков, если он не наделен сознанием буржуа, но все же является "приобретателем" и в будущем мечтает стать помещиком? Понять, почему Гоголь выбрал для своего антигероя первого тома среднего, ничем не заметного человека, помогает "Повесть о капитане Копейкине". Чичиков ­ человек новый, буржуазной эпохи и дышит ее атмосферой. Идеи буржуазной эпохи своеобразно преломляются в его уме и характере, во всей его личности. В буржуазную эпоху всеобщим кумиром становятся деньги, капитал. Всякие родственные, дружественные, любовные связи существуют постольку, поскольку держатся на денежном интересе, выгодном для обеих сторон. Чичиков однажды увидел шестнадцатилетнюю девушку с золотыми волосами и нежным овалом лица, но

его мысли тут же свернули на приданое в двести тысяч рублей. Иначе говоря, буржуазная эпоха производит зло, но зло незаметное, угнездившееся в людях, подобных Чичикову, "средних, ничем не примечательных. Чичиков ­ рыцарь копейки. Отец завещал ему копить копейку. Из фольклора известен герой народных песен "вор Копейкин". Чичиков в смысловом отношении связан с капитаном Копейкине, и с его прототипом "вором Копейкиным". История капитана Копейкина относится к славной героической эпохе 1812 года. В новую, буржуазную эпоху торжествует Павел Иванович Чичиков, который олицетворяет антихриста незаметного, мелкого, предприимчивого, пронырливого, почитающего копейку и весьма изобретательного по части ее добычи. Нынешний антихрист страшнее очевидного антихриста прежних времен. А для измельчавшего мира он тем более опасен. Опасен, потому что тих, аккуратен, ласков, обходителен, способен втереться в душу любого человека, совсем как Павел Иванович Чичиков. Не случайно Чичиков не любил говорить о себе и употреблял большей частью книжные обороты, вроде "незначущий червь мира сего". Единственная примета, которая выдает в нем антихриста, злой дух, ­ его фрак брусничного цвета с искрой. Гоголь в конце первого тома, описывая среднего, ничтожного Чичикова, посвящает несколько страниц его биографии, превращает бричку Чичикова в небесную огненную колесницу, а ухабистая, тряская русская дорога, по которой едет чичиковская бричка, вдруг обретает значение символического пути, который приведет к спасению России. 5. Итоговый диспут. Учитель: Итак. Мы выслушали всех, кто, так или иначе, был знаком с Чичиковым. Кем же он является на самом деле? Плут, подлец, мошенник? Или новый герой эпохи? (Мнения учащихся, заключительное слово учителя). Учитель: Спасибо всем, кто сообщил важную информацию о Павле Ивановиче Чичикове. 6. Домашнее задание: 1. Отметить особенности композиции "Мертвых душ". 2. Конспект статьи В.Г.Белинского "Похождения Чичикова или Мертвые души".


Образ Чичикова

Чичиков - натура двойственная. Особенно явно это видно в момент встречи с блондинкой на дороге.

Вначале обратим внимание на портрет незнакомки.

Вся символика ее описания, все краски имеют одну легко различимую направленность: сравнение с только что снесенным яичком (яичко - начало жизни), преобладание одного, белого цвета - цвета невинности, дня, начала, соприкосновение с лучами солнца, источником и двигателем жизни и, наконец, полная проницаемость, прозрачность для лучей, для света, для взгляда, - так контрастирующая с затвердевшей корою старческой неподвижности и одеревенелости.

Какой же была на все это реакция Чичикова? Необычной, неожиданной для такого прозаического, расчетливого человека: он задумался, позабыл про все окружающее.

Чичикову суждено было во второй раз пережить эти ощущения. И притом острее, по-новому.

VIII глава. Бал у губернатора. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы… И вдруг перед Чичиковым предстает знакомая блондинка.

Какова на этот раз реакция Чичикова?

«Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова...» Модные фразеры, ловкие щеголи, которых любила изображать романтическая повесть, не терялись в подобных ситуациях и умели изъясняться с красавицами галантно и афористично. Но много ли было за подобными словами истинного чувства?

Выходит, что немота Чичикова выше потока красноречия этих романтических героев. По крайней мере, в ней есть доля истинного переживания .

Но рассказчик предостерегает: не преувеличивайте силу переживаний Чичикова - «Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, даже сомнительно, чтобы господа такого рода... способны были к любви». Но, как бы то ни было, рассказчик настаивает на необычности этого чувства, как бы приоткрывшего что-то неожиданное в этом персонаже: словно какая-то сила вырвала «на несколько минут Чичикова из будничного мельтешения, из потока пошлости и прозы, с которыми он был слит каждой клеткой своего существа».

Большинство персонажей поэмы живет и действует почти инстинктивно, безотчетно. Что они думают по поводу своих поступков и думают ли что-нибудь вообще, нам, как правило, не сообщается.

Иное дело - Чичиков. Интересно следующее место. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду, - Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру… За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червем?.. И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!»

Все размышления, сопровождающие поступки Чичикова, - своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. У других персонажей поэмы подобного не встретишь. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не как животным.

И, наконец, еще одно, совсем неожиданное отличие. «Страсть» Чичикова, овладевший им порок в определенном смысле уже, чем у других персонажей. Попробуйте определить в двух словах, в чем особенность Ноздрева, - едва ли вам это удастся. Ноздрев хвастлив и каверзен, «разбитной малый» и тонкий плут... Никак нельзя одним определением обозначить этот характер, и Гоголь не дает такого определения. Его фраза, что Ноздрев «был в некотором роде исторический человек», - не определение: эта фраза во многом ироническая и описательная.

А вот Чичикову автор находит возможным дать определение. «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Разумеется, и Чичиков очень сложен, гораздо сложнее и Ноздрева, и любого другого персонажа поэмы. И его характер одним определением не исчерпаешь. Чичиков вкрадчив, льстив; когда нужно, высокомерен, упорен, настойчив… да мало ли что еще можно сказать об этом удивительно многоликом и гибком человеке. Но все же его главную страсть или, как говорил Гоголь, «задор» можно обозначить довольно определенно - «приобретатель».

Из всех других персонажей первого тома поэмы только один строится на тех же основах, что Чичиков. Это Плюшкин...

Может быть, то, что мы сказали, делает Чичикова лучше остальных персонажей поэмы? Наоборот, хуже. Ведь он мог бы быть и другим человеком, его действия сопряжены с определенным осознанием, размышлением, и он далеко не так примитивен. А значит, с него и спрос другой.

Теперь нам будет понятно замечание молодого Чернышевского о Чичикове: «это характер самый трудный».

Но как раз трудностью и сложностью Чичикова предопределено не только его центральное место в первом томе поэмы , но и его предполагаемый жизненный путь в последующих томах... Ведь, имея за спиною прошлое, он мог иметь и будущее. Развиваясь во времени, он способен претерпевать изменения. Да и сосредоточенность Чичикова на одной «идее», определенность страсти облегчили бы исправление. Легче освобождаться от определенного «порока» (собственничества, например), чем от порочности вообще.

Гоголь в первом томе поэмы намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес».

УРОК 76

ОБРАЗ ЧИЧИКОВА. АНАЛИЗ ХI ГЛАВЫ
…Он все же подлец какой-то странный...

И. Золотусский
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. Какова роль ХI главы в композиции поэмы? (Биографию Чичикова Гоголь вынес в последнюю , ХI главу. Такое построение имело основание, ведь прошлое героя с сюжетом не связано. Поэтому Гоголь выносит биографию за рамки сюжета. А если говорить о сюжете поэмы, то он кончается в Х главе решением Чичикова бежать из губернского города. Биография Чичикова важна для мотивировки его поступков и черт характера. Знакомясь с ней, мы понимаем причины его поступков и суть его взглядов на жизнь.)

2. Зачем Чичиков скупал мертвые души?

3. Почему Гоголь называет его «приобретателем»? В чем его отличие от таких «накопителей», как Собакевич, Коробочка, Плюшкин? (Это человек новой, буржуазной формации - «приобретатель», хищник, хозяин. Он обладает такими чертами, которых нет у помещиков, - энергией, волей.

И он грозен тем, что развивается при дружном одобрении окружающих и при тайной зависти его силе. Ведь помещики являются расточителями человеческого достоинства, и кончают они «прорехой на человечестве». А Чичиков умирать не собирается.)
Слово учителя 1

«Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! Это поэма о приобретательстве, накопительстве, выжимании пота во имя миллиона… и чего там только нет! И сорванная с тумбы городская афишка... и похоронный билет (говорящий его трезвому уму: торопись, помни о смерти)... Та же куча Плюшкина, только не растрепанная... а приведенная в симметрию, где каждый предмет - к делу... Куча Плюшкина - это кладбище вещей , шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека».


4. Что роднит Чичикова с помещиками? В чем заключается «ядро» этого образа? (Чичиков интересен тем, что является «собирателем» черт всех персонажей помещиков: в деликатности он не уступит Манилову (вспомните проход в дверь), копит так же упорно, как Коробочка (вспомните его знаменитую шкатулочку), в бережливости не уступит Плюшкину, в собирании всякого хлама, кстати, тоже, прижимист, как Собакевич, торгует каждую копейку, да и сам, по определению автора, - «герой копейки», а солгать способен не хуже Ноздрева.

Но есть у Чичикова черта, которая делает его первым лицом - поразительная гибкость, цепкость, выживаемость в любых условиях, в любые времена. Зерно» этого героя - умение приспосабливаться, угадывать людей и подлаживаться к ним.

С Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

Итак, мы достаточно знакомимся с героем прежде, чем прочитаем его биографию. (Вспомним, что это второй герой, у которого есть биография!)

5. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются? Почему Чичиков потерпел неудачу в торге с Ноздревым?

Познакомимся с фрагментом статьи П. Вайля и А. Гениса «Русский Бог. Чичиков»: «Пройдоха Чичиков оказывается чересчур простодушным, чтобы обвести вокруг пальца Ноздрева, или Коробочку, или своего напарника-подельника из таможни. Он даже не удосужился придумать правдоподобную легенду, объясняющую покупку мертвых душ.

Маленький человек с маленькими страстями (кстати, примерно так говорил Лев Толстой о Наполеоне), Чичиков знает только одну цель - деньги. Но и тут он недостаточно последователен. Он остается в городе после оформления купчей, влюбляется в губернаторскую дочку.

Все оттого, что Чичиков на самом деле не столько ищет капитала, не столько ждет исполнения своих коварных планов, сколько надеется войти в человеческую жизнь - обрести друзей, любовь, тепло...»

А с чем - нет?

6. Что заинтересовало Гоголя в Чичикове, почему он сделал его героем? (Вспомним, что время, в которое создавалось произведение Гоголя - это первая треть ХIХ в., когда царское правительство, расправившись с декабристами, усиленно создавало бюрократический аппарат, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно.

Но писателя интересует не простой «подлец». Он рисует человека, положительные задатки которого приобрели негативную направленность. Писатель подробно воспроизводит «формирование души» своего героя: в тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром.

Гоголь пытается понять характер Чичикова: для этого он единственному персонажу дает историю жизни во всех деталях. Но как это сделать, если даже внешний облик героя схватить трудно?

«Не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» и так далее. Во всем умеренность, середина, безличность, то, что исключает человеческие страсти, движение души, но оставляет простор «копейке».)

7. Что сформировало характер героя? Через какие этапы развития прошел Чичиков?

8. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Образ Чичикова» (по карточке 54).

9. Видел ли Гоголь ту силу, которая принесет спасение России? (Нет, не видел, отсюда и его тревожные вопросы: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ... Не дает ответа!» Свои тревожные раздумья он воплотил в образе птицы-тройки , которая несется неизвестно куда.)


II. Слово учителя.

И. Золотусский о финале пишет: «Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мертвых душ» о летящей в неизвестность тройке. Она пока как бы еще без ума летит, абы куда летит, и Гоголь наслаждается самим ее полетом, вихрем движения, но вопрос «зачем?» все же не заглушается этим поднимающим пыль вихрем. И вовремя попадается ей на дороге фельдъегерь...

Гоголь помнит, кто едет в бричке, и куда едет, и где пролегает дорога. Это не конец, а начало ее, и апофеоз «быстрой езды» не ответ на вопрос: «Где выход? Где дорога?»

Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство - о нем рассказывает сам автор...

Этот-то рассказ о детстве Чичикова и дает потом разгон его тройке, подхватит ее как на крыльях и понесет к неведомому 2-му тому.

В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казенный экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти.


III. Домашнее задание.

1. Подумать над тем, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой.

2. Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (главы V (отступление о метко сказанном русском слове), VII (о двух типах писателей; о бурлаках), ХI (о птице-тройке, о дороге, о Руси и ее богатырях, о выборе героя .) Какую художественную функцию они выполняют?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему: «» (по карточке 55).

Карточка 55

Что означает гоголевский образ дороги? 1

Образ дороги возникает с первых страниц поэмы. Образом дороги поэма и завершается.

Но какое огромное различие между первым и последним образом дороги! В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце это дорога целого государства, России, и даже больше - дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет «другие народы».

Это образ метафорический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всей человеческой истории.

Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений - и прямых, и метафорических, образуя сложный и единый гоголевский образ дороги.

Переход одного значения в другое - конкретного в метафорическое - чаще всего происходит незаметно. Вот отец Чичикова везет мальчика в город; пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем Сороки, день-другой бредет по российским весям, въезжает на городскую улицу... Отец, определив мальчика в городское училище, «на другой же день выбрался в дорогу» - домой. Чичиков начинает свою самостоятельную жизнь. «...При всем том трудна была его дорога», - замечает повествователь. Одно значение образа - вполне конкретное, «вещественное» незаметно сменяется другим, метафорическим (дорога как жизненный путь).

Чичиков уезжает из города N. «И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином... пешеход в протертых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки, выстроенные живьем...» и т. д. Потом следует знаменитое обращение автора к Руси: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного , прекрасного далека тебя вижу...»

Переход от конкретного к общему по-прежнему еще плавный, почти незаметный. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль о всей Руси. Тут даже не скажешь, что один конкретный образ переходит в другой, метафорический. Просто перед нами увеличивается масштаб: пространство, которое пересекает тройка Чичикова, бесконечно расширяясь, переходит в пространство всей страны, и это дает повод для вдохновенного монолога автора о Руси: «...И грозно объемлет меня могучее пространство...»

Известный русский ученый, теоретик литературы А. Потебня находил это место «гениальным». Потебню поразило, «как неожиданно обрывает занесшуюся мысль холодная действительность»; поразила та резкость, «с которой этим выставлена противоположность вдохновенной мечты и отрезвляющей яви».

И действительно: резкость перехода доведена Гоголем до высшей точки. Нет никаких фраз, подготавливающих переход, нет пояснений рассказчика, скажем, такого рода: «Но возвратимся к нашему герою...» или «А в это время с нашим героем происходило то-то и то-то». Просто один план «вдвинут» в другой: во вдохновенную речь поэта врывается грубая брань Чичикова и встретившегося ему фельдъегеря, - и мы, словно упав с неба на землю, видим перед собою не сказочно-незнакомое пространство России, а конкретную дорогу, ту, по которой едет тройка Чичикова...

Но затем, так же неожиданно, эта картина уступает место другой: словно и Чичиков, и его бричка, и скакавший навстречу фельдъегерь были всего лишь мимолетным видением.

И уже не Чичиков восхищается дорогой, не он покрепче закутывается в дорожную шинель, тесней и уютней прижимается в угол кареты. Не он дремлет, прижавши к углу своего соседа (Чичиков ведь, мы помним, находился в карете один: Петрушка с. Селифаном сидели на козлах.) Не Чичиков вдохновенно любуется наступившей ночью. «А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине!»

Кто же этот персонаж? Похоже, тот самый, который произносил глубоко-вдохновенную речь о Руси, словом, не кто другой, как автор. Но вот что интересно: сменив персонажей, сменив тон рассказа - прозаический, с просторечными репликами, на вдохновенный, возвышенно-поэтический, - Гоголь не изменил на этот раз характер центрального образа - образа дороги. Образ дороги не стал метафорическим - перед нами одна из бесчисленных дорог российских просторов, подобная той конкретной дороге, по которой мчится бричка Чичикова.

Гоголь в «Мертвых душах» развивает метафорический образ дороги как «жизни человека» и при этом находит свою оригинальную трактовку образа.

В начале VI главы рассказчик вспоминает о том, как в молодые годы его волновала встреча с любым незнакомым местом, с новыми людьми.

Теперь - иное. «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность...» 3десь речь идет о невозвратных потерях на «дороге жизни», где утрачивается что-то очень важное, значимое.

УРОК 77

ДУШИ ЖИВЫЕ В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ.

(ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА.)

ЕДИНСТВО ЭПИЧЕСКОГО И

ЛИРИЧЕСКОГО В ПОЭМЕ.

МОТИВ ДОРОГИ
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чуд-

ного, прекрасного далека тебя вижу...

Н. Гоголь
ХОД УРОКА
I. Лекция учителя с элементами беседы, которая сопровождается комментированным чтением страниц поэмы.

Объект изображения «Мертвых душ» - вся Русь в целом. Целью единого охвата взором всей Руси, как бы с птичьего полета, Гоголь пытался объяснить свое пребывание вдали от родины, изображение Руси из «прекрасного далека»: «Вот почему о России я могу писать только в Риме. Только там она предстает мне вся, во всей своей громаде». (Письмо Плетневу от 17 марта 1842 г.)

Для Гоголя Русь - это и Чичиков, и Собакевич, и Плюшкин, и губернатор, и русский поэт, автор поэмы, и Абакум Фыров, бывший крепостной Собакевича, и многие безымянные люди из народа, овеявшие поэму духом народной мудрости.

Перед читателем проходит общество всех слоев, всех основных групп населения, однако значительно преобладает в этой единой и пестрой картине изображение именно дворян и помещиков, хозяев страны в городе и в деревне. Помещики и чиновники выведены Гоголем на первый план потому, что его книга - обвинительный акт, а обвинение падает именно на них, хозяев страны, тех, кто отвечает за ее состояние.

Мы видели, что все они без исключения пошлы и никчемны. Ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни единого человеческого чувства нет в них. Это - мир зла.

Но в «Мертвых душах» есть не только господа, но и подданные этих господ, работающий русский народ.

И если господа оценены однозначно, то обобщенный образ народа дан в двух контрастных оценочных планах. С одной стороны, мы видим юмор Гоголя в картинах, рисующих мужичков-недотеп. С другой стороны, крестьянская Русь освещена светом гоголевского сочувствия.

1. I глава. Чтение сцены с «двумя русскими мужиками», рассуждающими насчет крепости чичиковского колеса.

Какое чувство у читателя вызывают эти герои? (С одной стороны - комическое, с другой - от их слов веет «идиотизмом деревенской дикости».)

В дальнейшем эта тема «идиотизма» рабства, забитого, бесправного, безнадежного существования не раз всплывет в поэме.

2. Приведите примеры «идиотизма», к которому приводит бесправие. (Это Петрушка с его странным способом читать книги; это отчасти Селифан и его беседы с лошадьми (с кем же ему поговорить, как не с конями!). Правда, слугам Чичикова свойственна и та «себе на уме» скрытность крестьян, которая проявляется тогда, когда у них что-нибудь выпытывают господа . Тут-то они только прикидываются дураками.)

Попытайтесь объяснить, почему чичиковские слуги названы Селифаном и Петрушкой. (В характеристике Манилова используется имя Селифан - «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», а потому возможно такое объяснение: рассуждения чичиковского Селифана о дружбе с «тонким приятелем» напоминают словоблудие Манилова.

Андрей Белый считал Петрушку двойником Чичикова. Петрушка - балаганная кукла, не способная мыслить, так и этот герой не выясняет смысл прочитанного, а интересуется процессом чтения.)

«Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужика, «бывшего поумнее», насчет Маниловки и Заманиловки, и от великолепной сценки в начале Х главы, когда целая толпа крестьян никак не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки - чтение сцены с дядей Миняем и дядей Митяем.

4. Какова роль сцены с дядей Миняем и дядей Митяем? (Эта сцена усиливает изображение косности мужиков в поэме, их бестолковость и суетливость даются Гоголем по контрасту с «мертвыми» душами - народом из рассказа Собакевича.)

Но убожество крестьянского бытия для Гоголя является обвинением не народу, а господам и укладу общества, доведшим народ до «идиотизма».

Помещики и чиновники изображаются Гоголем сатирически, крестьяне - с добродушным и печальным юмором.

Часто рассказу о жизни народа у Гоголя сопутствуют пейзажные зарисовки. Русская природа как бы живет, творит и страдает вместе с народом, а помещикам до неё дела мало.

5. Найдем подтверждение этой мысли. (II глава. После городской суеты появляется печальная, но милая душе поэта, родная, рвущая сердце, жаждущее иной судьбы для нее, деревенская Русь (чтение со слов: «Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь да дичь...»)

Далее в том же печальном тоне нарисована деревня Манилова... «Попадались вытянутые по шнурку деревни... Несколько мужиков, по обыкновению, зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах... Словом, виды известные...» Вот он, настоящий народный мир.

Но видит ли его Чичиков? Зачем ему видеть этот мир, когда он думает о мертвых, о скорой наживе?)

6. Темы народа и русской природы пронизаны самым высоким лирическим пафосом, например, в ХI главе. (Чтение со слов: «Русь! Русь! вижу тебя...»)

О простом русском народе Гоголь говорит с любовью и болью: вспомним девочку Пелагею, показывающую Чичикову дорогу от Коробочки; ребенок не различает, где правая и левая стороны. Но с какой задушевностью повествует о ней Гоголь! «Чичиков дал ей медный грош, и она побрела восвояси, уже довольная тем, что посидела на козлах».

7. Любовь Гоголя к народу проявляется и в концовке V главы, где говорится о русской народной речи - чтение со слов: «Выражается сильно русский народ...»

Идейной осью всей поэмы является размышление Чичикова о купленных им мертвых душах . «Разумеется, - пишет Г. Гуковский, - это мысли Гоголя (не единственный раз в книге)».

Важно и то, что это размышление следует сразу за знаменитым вступлением к VII главе, в которой Гоголь говорит о своем призвании быть поэтом суровой правды, то есть излагает центральную идею своей творческой программы.

В воображении Чичикова, Гоголя и читателей, пробегающих глазами список купленных «душ», встает целая галерея образов крестьянской Руси. Гоголь замечает, что его героем овладело «какое-то странное, непонятное ему самому чувство».

А ведь это не Чичиков! Это опять голос автора! В черновиках к VII главе есть строчки: «Но не мешает уведомить читателя, что это размечтался не Чичиков. Сюда несколько впутался сам автор и, как весьма часто случается, вовсе некстати. Чичиков, напротив, думал вот что» И всё-таки в окончательном тексте этого замечания нет!

Чичиков не способен мечтать вообще . Мечтать он может, но только в деловом плане. Кстати, не успел герой размечаться, в списке крестьян Собакевича он увидел Елизавету Воробей и вычеркнул ее («Фу-ты пропасть: баба! Она как сюда затесалась? Подлец, Собакевич, и здесь надул!») - вот здесь Чичиков настоящий.

Потом попалось имя Абакума Фырова. «Ты, брат, что? Где, в каких местах шатаешься? Занесло ли тебя на Волгу и взлюбил ты вольную жизнь, приставши к бурлакам?..» - Тут Чичиков остановился и слегка задумался. Над чем он задумался? Задумался ли он над участью Абакума Фырова или задумался так, сам собою, как задумывается всякий русский... когда замыслит об разгуле широкой жизни?»

В противоположность пошлым и подлым людишкам «мертвого» мира господ перед нами живые, простые люди, хотя и загубленные своей лихой долей.

8. Чтение фрагмента VII главы со слов: «Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши, произнес...» до слов: «Там-то вы наработаетесь, бурлаки!..»

Какими чувствами окрашено это раздумье? (Голос писателя звучит в этой сцене эпически. В том, что размышление заканчивается картиной могучего веселья труда, «разгула широкой жизни», чувствуется надежда на лучшую долю народа.)

Однако общий замысел не позволил писателю развернуть тему народа. В систему участвующих в сюжете лиц могли быть включены только сниженные образы. Несправедливы упреки в адрес Гоголя в том, что он посмеялся над народом.

К концу поэмы все чаще возникает на ее страницах разговор о бунте, например, в рассуждениях городских чиновников о том, как Чичиков будет переселять в Херсонскую губернию своих крестьян и не случилось бы бунта. Комизм этого эпизода в том, что усмирять-то некого, как и переселять.

Есть в поэме эпизод о бунте живых крестьян, которые убили заседателя Дробяжкина. Но самое сильное звучание тема бунта имеет в «Повести о капитане Копейкине».

Неспокойно было в крепостническом государстве, и Гоголь показал это в поэме. Выразил он мечту свою и о богатыре в прекрасном лирическом размышлении «Русь, Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…»

Гоголь писал: «Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Значит, в поэме два путника и две дороги: ибо Чичиков мчится по российским дорогам с мыслью о покупке мёртвых душ; у автора - возникают свои, высокие мысли о России.


II. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?» (по карточке 55).

По ходу сообщения учащиеся могут выписать основные значения образа дороги в поэме.


III . Домашняя работа.

Подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка поэмы «Мертвые души» с комментариями.

«Мертвые души» (Образ Чичикова).

Тема: «Он все же подлец какой-то странный…»

Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова; ответить на проблемный вопрос: почему И. Золотусский сказал о герое поэмы: «Он все же подлец какой-то странный»?

Ход урока:

1. Определите героя по его визитной карточке

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы.

Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

Попробуем разобраться, почему И. Золотусский дал Чичикову такую оценку? ( Запись темы урока)

На прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Так, может быть, и Чичиков «мертвая душа»?

Можно ли отнести Павла Ивановича к «мертвым душам»?

(ответы учащихся)

Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки. Приехав в губернский город Н, сумел польстить каждому чиновнику.


2.Рассмотрим иллюстрацию к поэме «Мертвые души». Как вы считаете, кто изображен на ней? Что увидел в портрете Чичикова художник?

Бесовское начало

Торгует мертвыми

Хищная птица

Погибающая душа

Как вы считаете, прав ли художник? Вписывается ли Чичиков в галерею «мертвых душ»? Его душа уже окончательно «мертвая» или еще «живая»?

Если Чичиков «мертвая душа», то почему Гоголь сделал его главным героем поэмы? Есть ли в Чичикове что-то, что отличает его от других героев?

К одному из уроков вы выполняли творческое задание: создавали эскизы гербов, которые мог бы иметь каждый помещик. Рассмотрите одну из работ. Это не гербы, а ассоциации, возникшие в воображении ученика. А с каким представителем животного мира ассоциируется у вас Чичиков?

С птицей (а это образ традиционно высокий) воробей

Имя Павел - имя христианского апостола, который из гонителя Христа превратился в одного из самых верных служителей

Чичиков едет в конце поэмы в знаменитой птице-тройке

Есть ли у Чичикова положительные качества?

(энергичен, деятелен, умен, находчив)

Что оправдывает Чичикова? Вспомните, зачем он скупает «мертвые души», зачем ему нужны деньги? О чем он мечтает?

Детство, проведенное в маленькой горенке, с не отворявшимися ни зимой, ни летом окнами, больной отец, наказания за любую оплошность. Он хочет, чтобы его дети не презирали своего отца, а вспоминали с благодарностью.

Он мечтает о любимой женщине, о семье, о детях, ему грезится « свежая белолицая бабенка…и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилью Чичиковых: резвунчик - мальчишка и красавица-дочка, или два мальчугана, две и даже три девчонки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком…» Мечта, которая свойственна каждому нормальному человеку. Он хочет благополучия, достойной свободной жизни.

3. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы , сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются?

Вспомним историю с губернаторской дочкой. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы…И вдруг на балу перед Чичиковым предстает блондинка, встреченная им когда-то на дороге. Что происходит с нашим героем?

(текст гл. 8 « Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова.., было что-то такое странное…чего он сам не мог себе объяснить: ему показалось, что весь бал…стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрыпки и трубы нарезывали где-то за горами, и все подернулось туманом. И из этого мглистого поля выходили ясно и окончательно только одни тонкие черты увлекательной блондинки,…он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром ». И тут же расплата: «Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова.»

Итак, не пренебреги он вниманием городских дам, обделай свой интерес к губернаторской дочке тонко, тайно, не публично - все было бы прекрасно и никакие россказни Коробочки и сплетни Ноздрева ничего бы не сделали.

Какой еще эпизод доказывает, что в характере Чичикова далеко не все контролируется и измеряется приобретательским духом?

(текст гл.7 Чичиков переписывает списки купленных «мертвых душ».)

«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер…Все сии подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»


Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

Сделайте вывод, почему срываются аферы Чичикова?

Проснулось сердце, жива душа.

А почему же так мало хорошего осталось в герое? Почему все хорошее в нем постепенно умирает?

Видеофрагмент из фильма «Мертвые души». Швейцер

Духовный завет отца. 1. В тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться.

А есть у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?

2. В данных условиях, в современной Чичикову России нельзя, так как сама русская жизнь, само государство так устроено.

Нет среди чиновников и помещиков тех, кто живет честно. В обществе этих людей процветает подлость. Каждый блюдет здесь свой собственный интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного обогащения. Казнокрадство, взяточничество , грабеж крестьян - явления повседневные и вполне закономерные. К сожалению, в стране искаженных моральных ценностей способности Чичикова направляются в дурное русло.

4. Что же позволило И. Золотусскому дать подобную оценку нашему герою?

(ответы учеников)

5. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть - «Чистилище», третья часть-«Рай». Замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада». Кого же Гоголь готовил к спасению?

6. Домашнее задание.

Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?

(Возможные варианты

Тяжелая болезнь

Нахождение в тюрьме

Встреча с праведником

Духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Душа Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи вв.


Побужденный признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.



















Кукрыниксы гг М.Шагал гг Манилов




П.Боклевский 1875 год Кукрыниксы гг Ноздрев


Кукрыниксы гг А.Агин 1846 год Собакевич












Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно, чтобы господа такого рода, то есть не так чтобы толстые, однако ж и не то чтобы тонкие, способны были к любви; Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово "поэт" будет уже слишком.




Один говорил, что Чичиков Делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял:"а может быть, и не делатель";другой утверждал, что он чиновник генерал-губернаторской канцелярии, и тут же присовокуплял: а впрочем, черт его знает, на лбу ведь не прочтешь". Чиновники










Итак, припряжем подлеца! Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего Угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете.Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой.


Стало быть подлец? Надул учителя Надул повытчика Пустился на другие спекуляции Особенных способностей к какой - нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Чичиков вдруг постигнул дух начальника И в чем должно состоять поведение.


Цель Чичикова Экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды – вот что беспрерывно носилось в голове его. И все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим. Оказались кое-какие излишества: он завел довольно хорошего повара, тонкие голландские рубашки. Маленький человек?








Страсть – накопительство Кто ж зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем? И что я теперь? Куда я гожусь? какими глазами я стану смотреть теперь в глаза всякому почтенному отцу семейства? Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что даром бременю землю, и что скажут потом мои дети? Вот, скажут, отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!"



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх