Католики используют. Разница религии христианства и вероисповедания православия

Чем католичество отличается от православия? Когда произошло разделение Церквей и почему так случилось? Как правильно православному ко всему этому относиться? Рассказываем самое главное.

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви

Разделение Единой христианской Церкви на православие и католичество случилось почти тысячу лет назад - в 1054 году.

Единая Церковь состояла, - как и сейчас состоит православная, - из многих поместных Церквей. Это значит, что Церкви, - например, Русская православная или Греческая православная, - имеют в себе какие-то внешние отличия (в архитектуре храмов; пении; языке богослужений; и даже в том, как проводятся те или иные части богослужений), но они едины в главных вероучительных вопросах, и между ними имеется Евхаристическое общение. То есть, русский православный может причащаться и исповедоваться в греческом православном храме и наоборот.

Согласно Символу Веры - Церковь едина, потому что во главе Церкви - Христос. Это значит, что на земле не может быть нескольких Церквей, у которых было бы разное вероучение . И именно из-за разногласий в вероучительных вопросах в XI веке произошло разделение на католичество и православие. Как следствие этого, католики не могут причащаться и исповедоваться в православных храмах и наоборот.

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Фото: catedra.ru

Какие существуют различия между православием и католичеством?

На сегодняшний день их очень много. И условно они делятся на три типа.

  1. Различия вероучительные - из-за которых, собственно, и случился раскол. Например, догмат о непогрешимости Папы у католиков.
  2. Различия обрядовые . Например - отличная от нас у католиков форма Причастия или обязательный для католических священников обет безбрачия (целибат). То есть, у нас имеются принципиально разные подходы к некоторым сторонам Таинств и Церковной жизни и они могут усложнить гипотетическое воссоединение католиков и православных. Но не они стали причиной для раскола и не они мешают воссоединиться вновь.
  3. Условные различия в традициях. Например - орга ны в храмах; скамейки посередине церкви; священники с бородой или без; различная форма облачений у священников. Другими словами, внешние особенности, которые совершенно не влияют на единство Церкви - поскольку некоторые похожие отличия встречаются даже внутри Православной церкви в разных странах. В общим, если бы разница между православными и католиками заключалась только в них, Единая Церковь никогда бы не разделилась.

Разделение на православие и католичество, которое случилось в XI веке, стало для Церкви прежде всего трагедией, которое остро переживалось и переживается и «нами», и католиками. За тысячу лет несколько раз делались попытки воссоединения. Однако ни одна из них не оказалась по-настоящему жизнеспособной - и об этом мы тоже расскажем ниже.

В чем отличие католичества от православия - из-за чего на самом деле разделилась Церковь?

Западная и Восточная христианские Церкви - такое разделение существовало всегда. Западная Церковь - это условно территория современной Западной Европы, а позже - все колонизированные страны Латинской Америки. Восточная Церковь - это территория современной Греции, Палестины, Сирии, Восточной Европы.

Однако разделение, о котором мы говорим, много веков было условным. Слишком разные народы и цивилизации населяют Землю, поэтому естественно, что одно и то же учение в разных точках Земли и странах могло иметь некоторые характерные внешние формы и традиции. Например, Восточная Церковь (та, которая стала Православной) всегда практиковала более созерцательный и мистический образ жизни. Именно на Востоке в III веке возникло такое явление, как монашество, которое распространилось затем на весь мир. Латинская (Западная) Церковь - всегда имела образ христианства внешне более деятельного и «социального».

В главных же вероучительных истинах они оставались общими.

Преподобный Антоний Великий, основатель монашества

Возможно, разногласия, которые позже стали непреодолимыми, можно было заметить гораздо раньше и «договориться». Но в те времена не было интернета, не было поездов и автомобилей. Церкви (не только Западная и Восточная, а просто - отдельные епархии) иногда десятилетиями существовали сами в себе и укореняли в себе те или иные взгляды. Поэтому различия, которые стали причиной разделения Церкви на католичество и православие, на момент «принятия решения» оказались слишком укоренившимися.

Вот что в католическом учении не могут принять православные.

  • непогрешимость Папы и учение о первенстве Римского престола
  • изменение текста Символа Веры
  • учение о чистилище

Непогрешимость папы в католичестве

У каждой церкви есть свой предстоятель - глава. В православных Церквях - это патриарх. Предстоятелем Западной Церкви (или Латинской Кафедры, как ее еще называют) являлся папа, он же сейчас главенствует в католической Церкви.

Католическая церковь исходит из того, что папа непогрешим. Это значит, что любое суждение, решение или мнение, которое он озвучивает перед паствой - это истина и закон для всей Церкви.

Нынешний папа Римский — Франциск

По православному учению ни один человек не может быть выше Церкви. Например, православный патриарх - в случае, если его решения идут вразрез учению Церкви или укоренившихся традиций, - вполне может быть лишен своего сана решением архиерейского собора (как случилось, например, с патриархом Никоном в XVII веке).

Кроме непогрешимости папы в католичестве существует учение о первенстве Римского престола (Церкви). Это учение католики основывают на неверном толковании слов Господа в беседе с апостолами в Кессарии Филиповой - о якобы превосходстве апостола Петра (который позже «основал» Латинскую Церковь), над другими апостолами.

(Мф 16:15–19) «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» .

Подробнее о догмате непогрешимости папы и первенстве Римского престола можно прочитать .

Различие между православными и католиками: текст Символа Веры

Различный текст Символа Веры - это еще одна причина разногласий между православными и католиками, - хотя различие заключается всего лишь в одном слове.

Символ Веры - это молитва, которая была сформулирована в IV веке на первом и втором Вселенских соборах, и она положила конец многим вероучительным спорам. В ней сформулировано все, во что верят христиане.

В чем различие текстов у католиков и у православных? Мы говорим, что верим «И в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики добавляют: «…от «Отца и Сына исходящего…».

На самом деле, добавление всего лишь одного этого слова «И Сына…» (Filioque) существенным образом искажает образ всего христианского учения.

Тема богословская, трудная, о ней сразу лучше читать хотя бы на Википедии .

Учение о чистилище - еще одно различие между католиками и православными

Католики верят в существование чистилища, а православные говорят про то, что нигде - ни в одном из книг Священного Писания Ветхого или Нового Заветов, и даже ни в одной из книг Святых Отцов первых веков - нет упоминаний о чистилище.

Трудно сказать, как это учение возникло у католиков. Тем не менее, сейчас Католическая Церковь принципиально исходит из того, что после смерти есть не только Царство Небесное и ад, но и место (вернее, состояние), в котором оказывается душа человека, умершего в мире с Богом, однако недостаточно святого, чтобы оказаться в Раю. Эти души, по-видимому, обязательно придут в Царство Небесное, но для начала им надо пройти очищение.

Православные смотрят на загробную жизнь иначе, нежели католики. Есть Рай, есть ад. Есть мытарства после смерти, чтобы укрепиться в мире с Богом (или отпасть от Него). Есть необходимость молиться за умерших. Но никакого чистилища нет.

Вот те три причины, в которых различие между католиками и православными настолько принципиальное, что тысячу лет назад возникло разделение Церквей.

Одновременно за 1000 лет раздельного существования возникли (или укоренились) ряд других различий, которые тоже принято считать тем, что отличает нас друг от друга. Что-то касается внешних обрядов - и может казаться достаточно серьезным различием, - а что-то касается внешних традиций, которые обрело христианство там и тут.

Православие и католичество: различия, которые на самом деле нас не разделяют

Католики причащаются не так, как мы - так ли это?

Православные причащаются Телом и Кровью Христовым из чаши. Католики до недавнего времени причащались не квасным хлебом, а опресноками - то есть, хлебом пресным. Причем, обычные прихожане, в отличие от священнослужителей, причащались только Телом Христовым.

Прежде чем говорить почему так сложилось, нужно заметить, что такая форма католического Причастия в последнее время перестала быть единственной. Сейчас в католических храмах появляются и другие формы этого Таинства - в том числе, и «привычная» для нас: Телом и Кровью из чаши.

А отличная от нас традиция Причастия возникла в католичестве по двум причинам:

  1. Относительно использования пресного хлеба: католики исходят из того, что во времена Христа евреи на Пасху преломляли не квасной, а именно пресный хлеб. (Православные исходят из греческих текстов Нового Завета, где при описании Тайной Вечери, которую совершил Господь с учениками, используется слово «артос», обозначающее квасной хлеб)
  2. По поводу причастия прихожан только Телом : католики исходят из того, что Христос пребывает в равной и полной мере в любой из частей Святых Даров, а не только тогда, когда они соединены воедино. (Православные руководствуются текстом Нового Завета, где Христос прямо говорит о Своем Теле и Крови. Мф 26:26–28: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов »).

В католических храмах сидят

Вообще говоря, это даже не различие между католичеством и православием, поскольку в некоторых православных странах - например, в Болгарии - также принято сидеть, и во многих храмах там также можно увидеть много скамеек и стульев.

Много скамеек, но это не католический, а православный храм — в Нью-Йорке.

В католических храмах есть орга н

Орган - это часть музыкального сопровождения службы. Музыка - это одна из неотъемлемых частей богослужения, потому что если бы это было иначе, не было бы хора, а всю службу читали. Другое дело, что нам, православным, сейчас привычно одно лишь пение.

Во многих латинских странах в храмах устанавливали еще и орган, поскольку считали его божественным инструментом - настолько возвышенным и неземным находили его звучание.

(При этом возможность использования органа в православном богослужении обсуждалась и в России на Поместном соборе 1917-1918 гг. Сторонником этого инструмента был известный церковный композитор Александр Гречанинов.)

Обет безбрачия у католических священников (Целибат)

В православии священником может быть и монах, и женатый священник. Мы достаточно подробно .

В католичестве любой священнослужитель связан обетом безбрачия.

Католические священники бреют бороды

Это еще один пример различных традиций, а не каких-то принципиальных различий между православием и католичеством. Есть борода у человека или ее нет - никаким образом не сказывается на его святости и ничего не говорит о нем, как о хорошем или плохом христианине. Просто в Западных странах с каких-то пор брить бороду принято (скорее всего, это влияние латинской культуры Древнего Рима).

Сейчас никто не запрещает брить бороды и православным священникам. Просто борода у священника или монаха - это настолько укоренившаяся у нас традиция, что ее нарушение может стать «искушением» для окружающих, а потому мало кто из священников решается на это или вообще об этом думает.

Митрополит Антоний Сурожский — один из самых известных православных пастырей XX века. Какое-то время он служил без бороды.

Продолжительность богослужений и строгость постов

Так сложилось, что за последние 100 лет Церковная жизнь католиков значительно «упростилась» - если можно так сказать. Сократилась продолжительность богослужений, стали проще и короче посты (например, перед причастием достаточно не вкушать пищу лишь несколько часов). Таким образом, католическая Церковь постаралась уменьшить разрыв между собой и светской частью общества - боясь, что излишняя строгость правил может отпугнуть современных людей. Помогло это или нет сказать трудно.

Православная Церковь в своих взглядах на строгость постов и внешних обрядов исходит из следующего:

Безусловно, мир сильно изменился и жить по всей строгости большинству людей сейчас будет невозможно. Однако память о Правилах и строгой аскетической жизни все равно важна. «Умерщвляя плоть, мы освобождаем дух». И забывать об этом нельзя - хотя бы, как об идеале, к которому нужно в глубине души стремиться. А если эта «мера» пропадет - то как сохранить нужную «планку»?

Это лишь малая часть внешних традиционных различий, которые сложились между православием и католичеством.

Однако важно знать и что наши Церкви объединяет:

  • наличие Церковных Таинств (причастие, исповедь, крещение и т.д)
  • почитание Святой Троицы
  • почитание Божией Матери
  • почитание икон
  • почитание святых угодников и их мощей
  • общие святые за первые десять веков существования Церкви
  • Священное Писание

В феврале 2016 года года на Кубе состоялась первая в истории встреча патриарха Русской православной Церкви и Папы Римского (Франциска). Событие исторического масштаба, но никакой речи об объединенении Церквей на ней не шло.

Православие и католичество - попытки объединиться (Унии)

Разделение православия и католичества - большая трагедия в истории Церкви, которое остро переживают и православные, и католики.

Несколько раз за 1000 лет предпринимались попытки преодолеть раскол. Трижды заключались так называемые Унии - между Католической церковью и представителями православной Церкви. Все их объединяло следующее:

  • Они заключались в первую очередь по политическим, а не по религиозным расчетам.
  • Каждый раз это были «уступки» со стороны православных. Как правило, в следующей форме: внешняя форма и язык богослужений оставался привычным для православных, однако во всех догматических разногласиях бралась католическая трактовка.
  • Будучи подписаными некоторыми епископами, они как правило были отвергнуты всей остальной Православной Церковью - священнослужителями и народом и потому оказывались по факту нежизнеспособными. Исключение составляет последняя Брестская Уния.

Вот эти три Унии:

Лионская Уния (1274 год)

Ее поддерживал император православной Византии, поскольку объединение с католиками должно было помочь восстановить пошатнувшееся финансовое положение империи. Уния была подписана, но народ Византии и остальные православные священнослужители ее не поддержали.

Ферраро-Флорентийская Уния (1439 год)

В этой Унии в равной степени были политически заинтересованы обе стороны, поскольку христианские государства были ослаблены войнами и врагами (латинские государства - крестовыми походами, Византия - противостоянием с Турками, Русь - с татаро-монголами) и объединение государств на религиозной почве помогло бы, наверное, всем.

Ситуация повторилась: Уния была подписана (хотя и не всеми представителями православной Церкви, кто присутствовал на соборе), но так и осталась, по сути, на бумаге - народ объединение на таких условиях не поддержал.

Достаточно сказать, что первая «униатская» служба была совершена в столице Византии в Константинополе только в 1452 году. А меньше чем через год его захватили Турки…

Брестская Уния (1596 год)

Эта Уния была заключена между католиками и Православной Церковью Речи Посполитой (государства, которое объединяло тогда Литовское и Польское княжество).

Единственный пример, когда союз Церквей оказался жизнеспособен - хотя и в рамках всего лишь одного государства. Правила те же: все богослужения, обряды и язык - остаются привычными для православных, однако на службах поминается не патриарх, а папа; меняется текст Символа Веры и принимается учение о чистилище.

После разделения Речи Посполитой, России отошла часть ее территорий - а вместе с ней отошли и ряд униатских приходов. Несмотря на гонения, они продолжали существовать до середины XX века, пока не были официально запрещены советской властью.

Сегодня на территории Западной Украины, Прибалтики и Белоруссии имеются униатские приходы.

Разделение православия и католичества: как к этому относиться?

Мы бы хотели привести короткую цитату из писем православного епископа Илариона (Троицкого), который умер в первой половине XX века. Будучи ревностным защитником православных догматов, он тем не менее пишет:

«Несчастные исторические обстоятельства оторвали Запад от Церкви. В течение веков постепенно искажалось на Западе церковное восприятие христианства. Переменилось учение, переменилась жизнь, отступило от Церкви самое жизнепонимание. Мы [православные] церковное богатсво сохранили. Но вместо того чтобы другим давать взаймы от этого неиждиваемого богатства, мы сами еще в некоторых областях попали под влияние Запада с его чуждым Церкви богословием». (Письмо пятое. Православие на Западе)

А вот, что еще веком ранее ответил одной женщине святитель Феофан Затворник, когда та спросила: «Отче, объясните мне: никто из католиков не спасется?».

Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».

Этот ответ и цитата Илариона (Троицкого), возможно, очень точно обозначают то верное отношение православного человека к такому случившемуся несчастью, как разделение Церквей.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Католицизм (от греч. «всеобщий», «вселенский») - крупнейшая ветвь христианской церкви, одна из крупнейших мировых религий.

Католицизм, как полностью оформившееся вероучение, сформировалось в І тыс. н.э. на территории Западно-Римской империи, а после раскола 1054 г. и отделения православного христианства оно легло в основу новой, полностью самостоятельной конфессии - Римо-католической церкви. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и восточную, подчеркивая ее всемирный характер. Всю историю христианства, предшествующую расколу 1054 года, Римо-католическая церковь рассматривает как свою. Католическое вероучение восходит к временам первых апостолов, то есть к І в.н.э.

Вероисповедальная основа католической включает в себя:
1. Священное писание - Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание - решения всех (в этом состоит одно из основних отличий от православия) вселенских соборов и труды отцов церкви II - VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин. Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. В Катехизисе Католической Церкви они изложены более популярно.

Основные догматы католицизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея спасения через испове́дание веры,
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея искупления,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Характерные только для католицизма.
- филиокве исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына,
- идея о Непорочном зачатии Девы Марии,
- догмат о Её телесном вознесении,
- учение о чистилище,
- догмат о непогрешимости главы церкви - папы Римского.

В основе католического культа лежит семь главных обрядов-таинств:
- . Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха". Осуществляется путем через возлияние воды на голову.
- Миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты. У католиков, в отличие от православных, осуществляется не сразу после крещения, а примерно с семи лет.
- Причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения - вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина. Некоторые видные католические теологи (например, св. Августин,) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.
- Покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их. У католиков для покаяния существуют специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у православных покаяние осуществляется с глазу на глаз.
- Брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа. У католиков венчание совершается навсегда и представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью, при котором священник выступает простым свидетелем. У православных же, венчание ассоциируется не с контрактом, а мистическим духовным союзом (союзом Христа и Его Церкви). Свидетелем у православных выступает не священник, а весь «народ Божий».
- Елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
- Священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни. В католицизме священник действует "в образе самого Христа", а считают его лишь помощником епископа, который, в свою очередь, уже действует в образе Христа.
Ритуалы в православии и католицизме почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

Главное богослужение в католицизме называется месса (от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в конце службы), оно соответствует православной литургии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. На нем совершается таинство евхаристии. В 1962—1965 годах всекатолический II Ватиканский собор упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, мессу. Служение ведется на латинском и национальных языках.
Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (определенного святого или значимого события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника — Пасха и . Католики держат пост в субботу и воскресение.

Отличия в обрядах между католиками и православными

Православные молятся, обращаясь лицом только на Восток. Для католиков это непринципиально.
У католиков двоеперстие, в то время, как у православных - троеперстие.
Католики крестятся слева направо, православные наоборот.
Православный священник может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат, то есть строгий запрет на брак.
Католики используют для причастия квасной хлеб. Православные - пресный.
Католики опускаются на одно колено и крестятся каждый раз, проходя мимо алтаря. Православные - нет.
У католиков, кроме икон, допускаются и статуи.
Устроение алтаря в этих двух конфессиях различно.
Православные монахи не состоят в Орденах. Католики - состоят.
Православные священники обязательно носят бороду. Католические - крайне редко.

Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной в Католической церкви обладает Папа Римский. Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом. Глава церкви также является:
- Наместником Христа на Земле.
- Главой Вселенской Церкви.
- Главным Епископом всех католиков.
- Учителем веры.
- Интерпретатором христианской традиции.
- Непогрешимым. Это означает, что выступая от лица Церкви, Папа изначально защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины.
Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов.
Римская курия - административный аппарат католической церкви. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол.
Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник и епископ. В клир входят только мужчины.
Все католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Иерархия католического клира подразумевает также наличие многочисленных церковных степеней и должностей, таких как:
Кардинал, архиепископ, примас, митрополит, прелат, аббат.
Различают белое духовенство (священников, служащих при епархиальных храмах) и чёрное духовенство (монашество). В отличие от православного монашество не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Наиболее крупные объединения католических монахов на сегодняшний день: иезуиты - 25 тыс., францисканцы — 20 тыс., салезианцы — 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы — 8 тыс.

Римо-католицизм исповедуют около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г. Это примерно 3/5 от всех христиан планеты.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах, в частности, это: , Португалия, Бельгия, Венгрия, Словакия, Словения, Ирландия, Мальта и др.. Всего в 21 Европы католики составляют большинство населения, в , Нидерландах и — половину.
В Западном полушарии является господствующей религией во всей Южной и Центральной , а также в и на Кубе.
В католики преобладают на и в Восточном Тиморе. Есть они во , Южной Корее и Китае.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков
На Ближнем Востоке много католиков проживает только в Ливане, небольшая община существует также в Ираке.

Существуют также 22 восточнокатолические церкви. Они пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом, но пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви. Грекокатолики проживают в , Белоруссии,
Отношение католической церкви к другим религиям

Католическая Церковь ведёт экуменический диалог с другими христианскими церквями, которым занимается Папский совет по содействию христианскому единству. В 1964 г. параллельно с работой Собора состоялся визит папы римского в Константинополь, где папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 г., что явилось важным шагом к сближению двух ветвей христианства. Папа Иоанн Павел II (избран в 1978 г.) лично сделал очень многое для налаживания диалога Ватикана с мусульманами и .

Отношение католицизма к бизнесу весьма характерно для всех традиционных религий. Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи все же различали два разных типа экономической деятельности:

1.Производства продукта для продажи. Осуждалось, но незначительно.

2.Торговля продуктами или выдача займов. Осуждается церковью.

Отношение католицизма к медицине и со времен средневековья претерпело значительные изменения. Папа Иоанн Павел II, например, даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео , используя это для призывов к устранению препятствий к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром. В то же время, католическая церковь предостерегает против некоторых направлений современного естествознания.

В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви — Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения.

В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы».

Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России» .

Предвестники раскола

Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, — святителей Илария Пиктавийского (315-367), Амвросия Медиоланского (340-397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360-435) и многих других — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329-379), Григория Богослова (330-390), Иоанна Златоуста (344-407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354-430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине, которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям.

С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни — Filioque ). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15, 26), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже.

В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.

Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.

В IV-V вв. появляется еще одно разногласие между Римом и другими Церквями. Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой — из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство inter pares («между равными») не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.

Однако, начиная со второй половины IV века, в Риме зарождается иное понимание. Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, Который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.

Несмотря на некоторое сопротивление, это положение о первенстве было мало-помалу принято всем Западом. Остальные Церкви в целом придерживались древнего понимания первенства, нередко допуская некую двусмысленность в своих отношениях с Римским престолом.

Кризис в Позднем Средневековье

VII в. стал свидетелем рождения ислама, который начал распространяться с молниеносной скоростью, чему способствовал джихад — священная война, позволившая арабам покорить Персидскую империю, долгое время бывшую грозным соперником империи Римской, а также территории патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима. Начиная с этого периода, патриархи упомянутых городов часто были вынуждены поручать управление оставшейся христианской паствой своим представителям, которые пребывали на местах, в то время как сами они должны были жить в Константинополе. В результате этого произошло относительное уменьшение значимости этих патриархов, а патриарх столицы империи, кафедра которого уже во время Халкидонского собора (451) была поставлена на второе место после Рима, таким образом стал, в какой-то степени, высшим судьей Церквей Востока.

С появлением Исаврийской династии (717) разразился иконоборческий кризис (726). Императоры Лев III (717-741), Константин V (741-775) и их преемники запретили изображать Христа и святых и почитать иконы. Противников императорской доктрины, в основном монахов, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, умерщвляли, как во времена языческих императоров.

Римские папы поддержали противников иконоборчества и прервали общение с императорами-иконоборцами. А те в ответ на это присоединили к Константинопольскому Патриархату Калабрию, Сицилию и Иллирию (западную часть Балкан и север Греции), которые до того времени находились под юрисдикцией папы Римского.

Одновременно с этим, для того чтобы успешнее противостоять наступлению арабов, императоры-иконоборцы провозгласили себя приверженцами греческого патриотизма, очень далекого от господствовавшей до этого универсалистской «римской» идеи, и потеряли интерес к негреческим областям империи, в частности, к северной и центральной Италии, на которые притязали лангобарды.

Законность почитания икон была восстановлена на VII Вселенском соборе в Никее (787). После нового витка иконоборчества, начавшегося в 813 г., православное учение окончательно восторжествовало в Константинополе в 843 г.

Общение между Римом и империей было тем самым восстановлено. Но то, что императоры-иконоборцы ограничили свои внешнеполитические интересы греческой частью империи, привело к тому, что Римские папы стали искать для себя других покровителей. Ранее папы, не имевшие территориального суверенитета, были лояльными поданными империи. Теперь, уязвленные присоединением Иллирии к Константинополю и оставленные без защиты перед лицом нашествия лангобардов, они обратились к франкам и в ущерб Меровингам, которые всегда поддерживали отношения с Константинополем, стали способствовать приходу новой династии Каролингов, носителей иных амбиций.

В 739 г. папа Григорий III, стремясь помешать лангобардскому королю Луитпранду объединить Италию под своей властью, обратился к майордому Карлу Мартелу, который пытался использовать смерть Теодориха IV для того, чтобы устранить Меровингов. В обмен на его помощь он пообещал отказаться от всякой лояльности константинопольскому императору и воспользоваться покровительством исключительно короля франков. Григорий III был последним папой, который просил у императора утверждения своего избрания. Его преемники уже будут утверждаться франкским двором.

Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Однако в 754 г. папа Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы встретиться с Пипином Коротким . Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но вместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских правителей. Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка — «Константинов дар», согласно которой император Константин якобы передал папе Сильвестру (314-335) императорские полномочия над Западом.

25 сентября 800 г. папа Лев III без всякого участия Константинополя возложил на голову Карла Великого императорскую корону и нарек его императором. Ни Карл Великий, ни позже другие германские императоры, которые в какой-то степени восстанавливали созданную им империю, не стали соправителями константинопольского императора, в соответствии с уложением, принятым вскоре после смерти императора Феодосия (395). Константинополь неоднократно предлагал компромиссное решение подобного рода, что сохранило бы единство Романии . Но каролингская империя желала быть единственной законной христианской империей и стремилась занять место империи константинопольской, считая ее отжившей. Вот почему богословы из окружения Карла Великого позволили себе осудить постановления VII Вселенского собора о почитании икон как запятнанные идолопоклонством и ввести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры. Однако папы трезво воспротивились этим неосторожным мерам, направленным на принижение греческой веры.

Тем не менее, политический разрыв между франкским миром и папством с одной стороны и древней Римской империей Константинополя с другой был предрешен. А такой разрыв не мог не привести и к собственно религиозному расколу, если принять во внимание то особое богословское значение, какое христианская мысль придавала единству империи, рассматривая его как выражение единства народа Божия.

Во второй половине IX в. антагонизм между Римом и Константинополем проявился на новой почве: встал вопрос, к какой юрисдикции отнести славянские народы, вступавшие в то время на путь христианства. Этот новый конфликт также оставил глубокий след в истории Европы.

В то время папой стал Николай I (858-867), человек энергичный, стремившийся установить римскую концепцию господства папы во Вселенской Церкви, ограничить вмешательства светских властей в церковные дела, а также боровшийся против центробежных тенденций, проявлявшихся у части западного епископата. Свои действия он подкреплял получившими хождение незадолго до этого поддельными декреталиями, якобы выпущенными предыдущими папами.

В Константинополе же патриархом стал Фотий (858-867 и 877-886). Как убедительно установили современные историки , личность святителя Фотия и события времени его правления были сильно очернены его противниками. Это был очень образованный человек, глубоко преданный православной вере, ревностный служитель Церкви. Он хорошо понимал, какое большое значение имеет просвещение славян. Именно по его инициативе святые Кирилл и Мефодий отправились просвещать велико-моравские земли. Их миссия в Моравии была, в конечном счете, задушена и вытеснена происками германских проповедников. Тем не менее они успели перевести на славянский язык богослужебные и наиболее важные библейские тексты, создав для этого алфавит, и таким образом заложили фундамент культуры славянских земель. Фотий занимался также просвещением народов Балкан и Руси. В 864 г. он крестил Бориса, князя Болгарского.

Но Борис, разочарованный тем, что не получил от Константинополя автономную церковную иерархию для своего народа, повернулся на некоторое время к Риму, принимая латинских миссионеров. Фотию стало известно, что те проповедуют латинское учение об исхождении Святого Духа и, похоже, используют Символ веры с добавлением Filioque .

Тогда же папа Николай I вмешался во внутренние дела Константинопольского Патриархата, добиваясь смещения Фотия, чтобы с помощью церковных интриг восстановить на кафедре бывшего патриарха Игнатия, низложенного в 861 г. В ответ на это император Михаил III и святитель Фотий созвали в Константинополе собор (867), постановления которого впоследствии были уничтожены. Этот собор, по-видимому, признал учение о Filioque еретическим, объявил неправомерным вмешательство папы в дела Константинопольской Церкви и разорвал с ним литургическое общение. А так как от западных епископов в Константинополь поступили жалобы на «тиранию» Николая I, то собор предложил императору Людовику Германскому низложить папу.

В результате дворцового переворота Фотий был низложен, а новый собор (869-870), созванный в Константинополе, осудил его. Этот собор до сих пор считается на Западе VIII Вселенским собором. Затем при императоре Василии I святитель Фотий был возвращен из опалы. В 879 г. в Константинополе снова был созван собор, который в присутствии легатов нового папы Иоанна VIII (872-882) восстановил Фотия на кафедре. Тогда же были сделаны уступки в отношении Болгарии, которая возвратилась в юрисдикцию Рима, сохранив при этом греческое духовенство. Впрочем, Болгария вскоре добилась церковной независимости и осталась в орбите интересов Константинополя. Папа Иоанн VIII написал патриарху Фотию письмо, осуждавшее добавление Filioque в Символ веры, не осуждая при этом само учение. Фотий, вероятно не заметив этой тонкости, решил, что одержал победу. Вопреки устойчивым ложным представлениям можно утверждать, что никакой так называемой второй Фотиевой схизмы не было, а литургическое общение между Римом и Константинополем сохранялось еще более века.

Разрыв в XI веке

XI в. для Византийской империи был поистине «золотым». Мощь арабов окончательно подорвана, Антиохия вернулась в состав империи, еще немного — и был бы освобожден Иерусалим. Разгромлен болгарский царь Симеон (893-927), пытавшийся создать выгодную для него романо-болгарскую империю, та же участь постигла Самуила, поднявшего восстание с целью образования македонского государства, после чего Болгария вернулась в империю. Киевская Русь, приняв христианство, быстро становилась частью византийской цивилизации. Стремительный культурный и духовный подъем, начавшийся сразу после торжества Православия в 843 г., сопровождался политическим и экономическим расцветом империи.

Как ни странно, но победы Византии, в том числе над исламом, были выгодны и Западу, создав благоприятные условия для зарождения Западной Европы в том виде, в каком она будет существовать в течение многих веков. А точкой отсчета этого процесса можно считать образование в 962 г. Священной Римской империи германской нации и в 987 г. — Франции Капетингов. Тем не менее, именно в XI в., казавшимся столь многообещающим, между новым западным миром и Римской империей Константинополя произошел духовный разрыв, непоправимый раскол, последствия которого были для Европы трагичными.

С начала XI в. имя папы больше не поминалось в константинопольских диптихах, а это означало, что общение с ним прервано. Это завершение длительного процесса, изучаемого нами. Точно не известно, что послужило непосредственной причиной этого разрыва. Возможно, поводом стало включение Filioque в исповедание веры, отправленное папой Сергием IV в Константинополь в 1009 г. вместе с извещением о его вступлении на Римский престол. Как бы то ни было, но во время коронации германского императора Генриха II (1014) Символ веры пелся в Риме с Filioque .

Кроме введения Filioque был еще целый ряд латинских обычаев, возмущавших византийцев и увеличивавших поводы для разногласий. Среди них особенно серьезным было использование пресного хлеба для совершения Евхаристии. Если в первые века повсюду использовался квасной хлеб, то с VII-VIII веков Евхаристия стала совершаться на Западе с использованием облаток из пресного хлеба, то есть без закваски, как это делали древние евреи на свою пасху. Символическому языку в то время придавалось огромное значение, вот почему греками использование пресного хлеба воспринималось как возвращение к иудаизму. Они видели в этом отрицание той новизны и того духовного характера жертвы Спасителя, которые были предложены Им взамен ветхозаветных обрядов. В их глазах использование «мертвого» хлеба означало, что Спаситель в воплощении принял лишь человеческое тело, но не душу…

В XI в. с большей силой продолжалось укрепление папской власти, которое началось еще во времена папы Николая I. Дело в том, что в X в. власть папства была как никогда ранее ослаблена, будучи жертвой действий различных группировок римской аристократии или испытывая давление германских императоров. В Римской Церкви распространились различные злоупотребления: продажа церковных должностей и пожалование их мирянами, браки или сожительства в среде священства… Но во время понтификата Льва XI (1047-1054) началась настоящая реформа Западной Церкви. Новый папа окружил себя достойными людьми, в основном уроженцами Лотарингии, среди которых выделялся кардинал Гумберт, епископ Белой Сильвы. Реформаторы не видели иного средства для исправления бедственного состояния латинского христианства, кроме усиления власти и авторитета папы. В их представлении папская власть, так как они ее понимали, должна распространяться на Вселенскую Церковь, как латинскую, так и греческую.

В 1054 г. произошло событие, которое могло остаться незначительным, однако послужило поводом для драматического столкновения между церковной традицией Константинополя и западным реформаторским течением.

Стремясь получить помощь папы перед угрозой норманнов, покушавшихся на византийские владения юга Италии, император Константин Мономах по наущению латинянина Аргира, назначенного им правителем этих владений, занял примирительную по отношению к Риму позицию и пожелал восстановить единство, прерванное, как мы видели, в начале века. Но действия латинских реформаторов на юге Италии, ущемлявшие византийские религиозные обычаи, обеспокоили Константинопольского патриарха Михаила Кирулария. Папские легаты, среди которых был и непреклонный епископ Белой Сильвы кардинал Гумберт, прибывшие в Константинополь для переговоров об объединении, замыслили руками императора сместить несговорчивого патриарха. Дело кончилось тем, что легаты возложили на престол Святой Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и его сторонников. А через несколько дней в ответ на это патриарх и созванный им собор отлучили от Церкви самих легатов.

Два обстоятельства придали поспешному и необдуманному поступку легатов значение, которые не могли оценить в то время. Во-первых, они снова затронули вопрос о Filioque , неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Символа веры, хотя не-латинское христианство всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Кроме того, византийцам стали ясны замыслы реформаторов распространить абсолютную и прямую власть папы на всех епископов и верующих даже и в самом Константинополе. Представленная в таком виде экклезиология казалась им совершенно новой и также не могла в их глазах не противоречить апостольской традиции. Ознакомившись с ситуацией, остальные восточные патриархи присоединились к позиции Константинополя.

1054 г. следовало бы рассматривать не столько как дату раскола, сколько как год первой неудавшейся попытки воссоединения. Никто тогда и представить себе не мог, что разделение, которое произошло между теми Церквями, которые вскоре назовут Православной и Римско-Католической, будет длиться веками.

После раскола

В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы, касающиеся различных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.

В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более удалило его от православного мира и его духа. <…>

С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Вероятно, самым трагичным из них был IV крестовый поход, отклонившийся от основного пути и завершившийся разорением Константинополя, провозглашением латинского императора и установлением господства франкских сеньоров, которые по своему произволу кроили земельные владения бывшей Римской империи. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими. Все это, вероятно, происходило непреднамеренно, тем не менее такой поворот событий был логическим следствием создания западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. <…>

Отличие католической от православной церкви в первую очередь лежит в признании непогрешимости и главенства Папы. Ученики и последователи Иисуса Христа после Его Воскрешения и Вознесения стали называть себя христианами. Так возникло христианство, которое постепенно распространилось на запад и восток.

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм , возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень - Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными , независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух - Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище , где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение - это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах


Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные - юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении - это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский - со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом - ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения


Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет - Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками , если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Видео о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний - восьмой - окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же - завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции - церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре - именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) - тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией - революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства - принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего - они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец - существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Христианский крест: различия

Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.

Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».

Таблица отличий крестов

Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье - это также то, что можно отнести к теме "отличие православия от католицизма". Крест западный немного не похож на восточный.

Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.

Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Монашество

В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.

Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.

Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения - Лютер - даже женился именно на монахине.

Церковные Таинства

Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.

Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.

Крещение

Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.

В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.

Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.

Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.

Различия в таинстве Евхаристии

Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств - Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.

В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, - вином и хлебом.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма - это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная - и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх